fotoblog
5 января 2014
15 | 0 | 2351
fotoblog
14 июля 2015
20 | 0 | 4951
fotoblog
16 октября 2013
11 | 0 | 3484
fotoblog
4 января 2014
9 | 0 | 4451

Александр Малинский25 мая 2014 - Огонь во льдах - Североморцы во Второй мировой

article271.jpg
11 мая 1937 г. североморскую флотилию преобразовали в Северный флот и к началу войны он насчитывал 5 новых эсминцев проекта 7, 3 «новика», 7 сторожевиков, 2 тральщика, минный заградитель, одну субмарину типа Д, 6 средних типа Щ, столько же малых типа М, 2 торпедных и 15 сторожевых катеров и 115 боевых самолётов. После начала войны по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот перевели крейсерские субмарины типа К, подводные минные заградители типа Л, с Тихого океана пришли лидер, два эсминца проекта 7 и 5 подводных лодок. От союзников получили сторожевики, тральщики, торпедные катера, большие и малые охотники за подводными лодками, а в 1944 г. устаревшие линкор, лёгкий крейсер и 9 эсминцев.
 
В июне 1941 г. в оккупированных немцами портах Норвегии находились следующие силы Кригсмарине: вспомогательный крейсер, 9 эсминцев, 6 сторожевиков, 10 тральщиков, 4 субмарины, 2 минных заградителя, а на аэродромах 400 самолётов. Первое время эсминцы, подводные лодки и бомбардировщики нападали на наши торговые и промысловые суда и одиночные дозоры. Североморцы платили врагу той же монетой. 31 августа прибыл первый конвой союзников — 6 транспортов, охранявшихся 2 эсминцами, 3 тральщиками 4 корветами. Обычно конвои выходили из Англии и Исландии и, преодолев 1800–2000 миль, доставляли в Мурманск и Архангельск самолёты, танки, автомобили и другую технику и возвращались с грузами для военной промышленности союзников.
 
До конца 1941 г. в порты СССР пришло 7 конвоев с 160,4 тыс. т грузов и убыло 4 с 145,7 тыс. т. Кроме того, североморцы обеспечивали судоходство по Белому, Баренцеву и Карскому морям. Немцы стремились сорвать эти перевозки, посылая на наши коммуникации бомбардировщики, торпедоносцы, субмарины, а наши моряки и лётчики топили вражеские корабли и суда в финских и норвежских водах. Как писал бывший адмирал «Кригсмарине» В.Руге, «в начале 1942 г. Гитлер приказал перебросить в полярные воды значительные морские и воздушные силы, которые можно было использовать для борьбы с конвоями, направлявшимися в Советскую Россию». Туда отправили линкоры «Тирпиц», «Адмирал Шеер» и «Лютцов», тяжёлые крейсеры «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген», лёгкий крейсер «Кёльн», по 20 эсминцев и подводных лодок. Количество самолётов довели до 500. Очередной конвой PQ-14 с 24 транспортами попал в такой лёд, что 16 судов были вынуждены вернуться.
 
Весной немцы начали операцию против шедшего в СССР PQ-15 и возвращавшегося QP-13. 30 апреля подводная лодка U-456 торпедировала английский крейсер «Эдинбург». Он повернул в Мурманск, но 2 мая был атакован 4 эсминцами. Англичане потопили один из них — «Генрих Шоеман», но в «Эдинбург» вновь угодила торпеда, с него сняли команду и затопили корабль вместе с… 465 слитками золота, советской платой за поставки техники и вооружений. Только в 1980 — 1981 гг. большинство слитков подняли и разделили между СССР и Англией. В марте на перехват PQ-12 отправили «Тирпиц» с 3 эсминцами. Его атаковали 12 торпедоносцев с английского авианосца. Успеха они не добились и потеряли 5 машин. 27 июля в СССР отправились 35 транспортов с 188 тыс. т военных грузов и 3 спасательных судна конвоя PQ-17, сопровождаемых 21 кораблём охраны. Западнее них держались 2 линкора, авианосец, 7 крейсеров и два десятка эсминцев и сторожевиков.
 
Узнав, что немцы собираются послать против конвоя «Тирпиц», «Адмирал Шеер», «Шарнхорст» и 7 эсминцев, британское Адмиралтейство приказало ближнему охранению немедленно отойти на запад, а транспортам рассредоточиться и поодиночке пробиваться в советские порты. Тем временем немецкий отряд во главе с «Тирпицем» поочерёдно обнаруживали советская подводная лодка К-21, английские разведывательный самолёт и субмарина «Уншейкн». Немцы перехватили их радиодонесения и вернули корабли на базу. А что же транспорты?
 
Как отметил британский историк С. Роскилл, «после ухода крейсеров и эсминцев началась длительная агония судов конвоя». Немецкие лётчики потопили 13 транспортов и спасательное судно, а подводники ещё 10. Немцы бросили на конвой 202 самолёта, зенитчикам удалось сбить 5, причём экипаж одного спасли товарищи. В августе «Адмирал Шеер» отправился в Карское море, чтобы разгромить советские караваны судов и порт в Диксоне. Ему удалось незамеченным обогнуть Новую Землю, потопить ледокольный пароход «Александр Сибиряков», но при подходе к Диксону он попал под огонь сторожевика и береговой батареи и поспешил убраться в Норвегию. А 6–9 сентября 1943 г. «Тирпиц», «Шарнхорст» и 6 эсминцев проскочили к Шпицбергену, обстреляли порт, шахты и склады угля и благополучно вернулись. Не добившись боя с немецкими линкорами, от которого те всячески уклонялись, англичане воспользовались опытом итальянских противников.
 
В сентябре 1943 г. шесть субмарин, буксировавших сверхмалые подводные лодки, приблизились к Альтен-фьорду, где отстаивался «Тирпиц». Последние пробрались к его стоянке и две из них сбросили под его днище подрывные заряды. Линкор вышел из строя, позже его несколько раз атаковали тяжёлые бомбардировщики и после налёта 12 ноября 1944 г. «Тирпиц» перевернулся и затонул, унеся с собой более 1200 моряков. В конце 1943 г. немцы задумали нанести удар по очередному конвою, отправив против него «Шарнгорст» (9 орудий главного калибра 280 мм) и 5 эсминцев. Впрочем, последних из-за ненастной погоды вернули, а «Шарнгорсту» пришлось вступить в схватку с превосходящими силами Королевского флота во главе с линкором «Дюк оф Йорк» (10 орудий главного калибра 356 мм). Исход неравного боя был предрешён…
 
Кстати, готовясь к операциям в северной Атлантике и полярных морях, немцы высылали туда вспомогательные суда, передававшие сводки погоды и ледовой обстановки. А на побережье Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа устраивали метеостанции. Больше того, на Новой Земле оборудовали базу для разведывательных самолётов. Следы подобного аэродрома обнаружили даже севернее Архангельска…
 
Все статьи серии:
Огонь во льдах(часть 1) — Первая мировая за полярным кругом
Огонь во льдах(часть 2) — Гражданская война и интервенция
Огонь во льдах(часть 3) — Североморцы во Второй мировой
 

Похожие статьи:

Армии и вооружениеВоенно-морской флот Великобритании

Армии и вооружениеБалтийский флот России.

Корабли и флотОгонь во льдах - Гражданская война и интервенция

Корабли и флотАвианосцы флота России

Корабли и флотКорвет «Строгий» — прорыв в будущее?

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3397 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)