Александр Малинский25 мая 2014 - Огонь во льдах - Гражданская война и интервенция

article270.jpg
Революционные события февраля семнадцатого докатились и до Архангельска — 30 апреля здесь возникло временное правительство северной области, но после Октябрьской революции его влияние ослабло. В марте и феврале 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились войска Англии, Франции и США якобы для защиты от немцев завезённого туда военного имущества. На самом деле для противодействия Красной армии, но когда она в сентябре 1919 г. приблизилась к Архангельску, интервенты погрузились на суда и убрались восвояси, успев вывести из строя «Чесму».
 
Попутно англичане прихватили с собой «Аскольд», 11 тральщиков, посыльное судно, ледокол «Святогор» и присвоили себе чинившиеся на британских верфях «Варяг» и 2 миноносца. Французы скромно оставили себе 2 ледокола и пару тральщиков… …А в феврале 1920 г. члены временного правительства, архангельские чиновники, военные и крупные коммерсанты спешно собрались перебраться в Мурманск, но попасть туда зимой по безводью было равнозначно самоубийству. Поэтому 15 февраля беженцы погрузились на посыльное судно «Ярославна» (купленная в США паровая яхта «Лисистрата» с двумя 76-мм полевыми пушками), командующий войсками генерал Е.К. Миллер со штабом перебрался на ледокол «Козьма Минин».
 
В 14 ч 40 мин «Ярославна» встретилась на Северной Двине с «Мининым», но когда они вошли в Белое море, не смогла удерживаться в проделанном им во льду канале. Остановились, ледокол, рассчитанный на 120 человек, принял на борт 1100, на него перетащили пушку, пулемёты и ушли, бросив «Ярославну»… В 20 ч 20 февраля беженцы наткнулись во льдах на «Владимира Русанова», «Александра Сибирякова» и «Таймыр». Всю ночь с «Сибирякова» на ледокол переносили мешки с углём, но в 11 ч появилась «Канада» под красным флагом и перехватили переданную с неё радиограмму: «Вижу 4 судна, на предложение сдаться не отвечают, открываю огонь». И начался единственный в своём роде морской бой.
 
Находясь во льдах, противники не могли маневрировать, чтобы занять выгодное положение или уклониться от обстрела. С «Минина» вели огонь из находившейся на корме полевой пушки, попаданий не добились, «Канада» с тем же успехом отвечала, а когда её пушку заклинило, развернулась и ушла в Архангельск. «Козьма Минин» принял пассажиров и моряков с трёх пароходов и, оставив их во льдах, двинулся в Мурманск. В пути из радиосообщения узнали, что там установлена советская власть, и направились в Норвегию. По-разному сложились судьбы участников уникального боя.
 
«Канаду» в 1920 г. переименовали в «Третий интернационал», потом в «Фёдора Литке» в честь известного полярного исследователя. Ледорез участвовал в освоении Северного морского пути, в Великую Отечественную стал сторожевиком СКР-18, потом вновь трудился в Арктике и закончил службу в 1958 г. «Ярославна» в 1921 г. была названа именем погибшего дипломата В.Воронского, и в 1924 г. была переведена на Дальний Восток. «Иван Сусанин» в 1922 г. погиб после аварии у Чешской губы. «Владимира Русанова» списали в 1967 г. «Александр Сибиряков» был потоплен 25 августа 1942 г. немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер». Французы назвали «Илью Муромца» «Поллуксом», а «Козьму Минина» «Кастором» и в 30-е гг. использовали в качестве минных заградителей и плавучих баз гидроавиации.
 
…В 1933 г. Советское правительство решило восстановить морские силы на Севере и в мае-августе по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу перевели сюда 2 эсминца типа «Новик», столько же новых сторожевых кораблей и две подводные лодки типа «Декабрист», ставших первыми кораблями созданной 1 июля Северной военной флотилии. В сентябре её пополнили ещё один «Новик», другой «Декабрист», сторожевик и 2 тральщика. А 17 декабря Совет народных комиссаров утвердил постановление об образовании Главного управления Северного морского пути. Ему предстояло наладить научные исследования полярных морей, разместить на их берегах пункты наблюдения за погодой и состоянием льдов, чтобы обеспечить нормальное судоходство от Белого и Баренцева морей до Берингова моря. Одновременно приступили к возрождению промыслового флота. С 1928 г. траулеры строили в Ленинграде, потом в Мурманске и Севастополе и заказывали в Германии, Англии и Италии. В военную пору часть их переоборудовали в сторожевики и тральщики.
 
Все статьи серии:
Огонь во льдах(часть 1) — Первая мировая за полярным кругом
Огонь во льдах(часть 2) — Гражданская война и интервенция
Огонь во льдах(часть 3) — Североморцы во Второй мировой
 

Похожие статьи:

Армии и вооружениеВоенно-морской флот Великобритании

Корабли и флотОгонь во льдах - Североморцы во Второй мировой

Корабли и флотКорвет «Строгий» — прорыв в будущее?

Армии и вооружениеБалтийский флот России.

Корабли и флотАвианосцы флота России

Рейтинг: 0 Голосов: 0 989 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)