Александр Малинский25 мая 2014 - Огонь во льдах - Первая мировая за полярным кругом
В ХХ в. русский Север, освоенный поморами ещё в ХI столетии, стал ареной масштабных боевых действий в ходе двух мировых и одной «холодной войны». «От могилы белого человека» на западном берегу Африки до ледяных пустынь Лапландии и от берегов Новой Англии через Геркулесовы столбы и развалины Трои и до дальних берегов Евксина плавали теперь стальные акулы» — так почти поэтически обрисовали ареал немецких подводников периода Первой мировой войны английские историки Р.Гибсон и М.Прендергаст.
Впрочем, перечисленные ими акватории задолго до командиров субмарин освоили военные и торговые моряки, открыватели новых земель. Это относится и к русскому Северу, освоенному ещё в ХI в. предприимчивыми выходцами из Великого Новгорода, прозвавшими себя поморами. На их территории не раз покушались. Так, в Ливонскую войну, в 1570 г., 3 тыс. шведов попробовали завоевать Кемский посад, но их атака была отражена. В следующем году коалиционные силы немцев, голландцев и опять-таки шведов с тем же успехом пытались овладеть Соловецкими островами.
В июне 1701 г. в устье Северной Двины вошли 6 шведских кораблей, намеревавшихся напасть на Архангельск, но захваченные ими рыбаки, которых они собирались сделать лоцманами, посадили два корабля на мель как раз напротив береговых батарей. В 1854 г., в Крымскую войну, туда же вторглась английская эскадра, но отошла под огнём русских пушек. То, что истории свойственно повторяться, подтвердили события ХХ столетия. В начале Первой мировой войны русская армия предприняла успешное наступление и нанесла Австро-Венгрии поражение в Галицийской битве, от которого она так и не оправилась.
Германии пришлось снять часть войск с Западного фронта и перебросить на Восточный, что позволило англичанам и французам избежать поражения в битве на Марне. Однако к 1915 г. сказались просчёты царского правительства — армия стала испытывать нехватку оружия и боеприпасов. Пришлось обращаться к союзникам. Поскольку в балтийские и черноморские порты их суда попасть не могли, оставался Владивосток, откуда доставленные грузы неделями везли по транссибирской магистрали. Другое дело Архангельск, но он расположен в замерзающем Белом море и его обслуживали маломощные портовые ледоколы, а единственным боевым кораблём на Севере был пароход «Бакан» водоизмещением 885 т с двумя 75-мм и двумя 47-мм пушками, до войны охранявший промыслы от браконьеров.
Для обеспечения военных перевозок англичане прислали в Белое море вспомогательный крейсер «Арланца» и 8 тральщиков, потом другие боевые корабли. Так, с февраля по май 1915 г. в Архангельске базировался устаревший линкор «Юпитер», по совместительству трудившийся ледоколом. Россия купила в Канаде ледорез «Эрл Грей», ледокол «Минто» и ледокольный транспорт «Брюс», переименовав их в «Канаду», «Иван Сусанин» и «Соловей Будимирович», в Англии заказали ледоколы мощностью 6,5– 10 тыс. л.с. В феврале создали Флотилию Северного Ледовитого океана, переведя в неё тихоокеанские крейсер «Аскольд», 6 миноносцев, минный заградитель, гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач».
У японцев выкупили русские корабли, захваченные ими в ходе войны 1904–1905 гг. — линкоры «Полтава» (поскольку на Балтике был новый одноимённый дредноут, его переименовали в «Чесму»), «Пересвет» и крейсер «Варяг». В Англии, Норвегии, Франции, США, Голландии, Испании и даже Аргентине приобрели небольшие пароходы и рыболовные траулеры, которые переоборудовали в посыльные и сторожевые суда и тральщики. В Канаде купили ледокольные пароходы «Бенавенчер», «Белавечер» и «Беотик», ставшие «Владимиром Русановым», «Александром Сибиряковым» и «Георгием Седовым», а в незамерзающем заливе Кольского полуострова начали строить порт Романов (после отречения Николая II его переименовали в Мурманск) и железную дорогу до Петрограда.
В июне 1915 г. немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» поставил 285 мин в горле Белого моря, следом за ним на Севере появились и кайзеровские субмарины. К 1917 г. на минах погибло 15 союзных транспортов, и подводники потопили ещё 46. Зато миноносец «Грозовой» 2 ноября 1916 г. уничтожил лодку U-56, 23 февраля 1917 г. тральщики записали на свой счёт U-76, 2 сентября 1917 г. U-28 погибла при расстреле ею английского парохода. В том же году прибыли построенные за границей ледоколы «Козьма Минин» и «Илья Муромец». В начале 1917 г. во флотилии были линкор, 2 крейсера, 6 миноносцев, 2 малые субмарины, 17 посыльных судов, 40 тральщиков, 12 ледоколов и транспортов ледового плавания.
Все статьи серии:
Огонь во льдах(часть 1) — Первая мировая за полярным кругом
Огонь во льдах(часть 2) — Гражданская война и интервенция
Огонь во льдах(часть 3) — Североморцы во Второй мировой
Огонь во льдах(часть 4) — «Холодная война» под ледовым панцирем
Похожие статьи:
Корабли и флот → Корвет «Строгий» — прорыв в будущее?
Армии и вооружение → Военно-морской флот Великобритании
Корабли и флот → Огонь во льдах - Гражданская война и интервенция
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3668 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)