6 мая 2015 - Французские подлодки типа «Триумфан»

article450.jpg
Уже более полувека Франция незыблемо соблюдает принцип: создавать стратегические виды вооружений исключительно собственными силами. Ключевая роль флота в деле обеспечения национальной безопасности Франции обусловлена наличием в его составе стратегических сил ядерного сдерживания.
 
Франция стала третьей страной мира (после СССР и США), разработавшей и принявшей на вооружение стратегические баллистические ракеты морского базирования. С одной стороны, это дало мощный импульс развитию национальной науки и техники, с другой — приводило к непомерно большим военным расходам, которые в реалиях XXI века выглядят абсолютно неоправданными.
 
При разработке корабля типа «Триумфан» ставились две первоочередные задачи: во-первых, обеспечение высокого уровня скрытности, и во-вторых, способность раннего обнаружения средств противолодочной обороны (ПЛО) противника, что позволило бы раньше начать маневр уклонения от контакта.
 
ПРОЕКТ
Разработка проекта подводной лодки типа «Триумфан» началась еще в 1982 году. Новые стратегические ракетоносцы создавались для замены первых французских ПЛАРБ типа «Редутабль», вооруженных морально устаревшими ракетами М4. Проектирование ракетного комплекса М5 (М51) для этих субмарин, сопоставимого по боевым возможностям с американским «Трайдент», затягивалось, и на первых серийных кораблях типа «Триумфан» пришлось установить так называемые промежуточные ракеты М45, которые представляли собой глубоко модернизированный вариант МБР М4. Заказ на постройку головной субмарины S616 «Триумфан» был выдан 10 марта 1986 года. Первоначально планировалось построить 6 ПЛАРБ данного типа, но в связи с окончанием холодной войны и в целях сокращения военных расходов серию уменьшили до 4 единиц.

Для решения первой задачи были проведены многочисленные исследования на предмет вероятности обнаружения лодки при помощи различных средств обнаружения, таких как гидроакустический и оптический поиск, радиолокация, инфракрасное видение, магнитометр и лазерные приборы обнаружения кильватерного следа. В качестве вероятных носителей этих средств рассматривались надводные корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты и искусственные спутники Земли. В итоге было выяснено, что основным обнаруживающим фактором является акустическое поле лодки и, следовательно, первоочередной задачей для проектировщиков должно являться снижение уровня шумности ПЛАРБ.
 
ОПИСАНИЕ
Конструктивно «Триумфан» представляет собой однокорпусную одновальную подводную лодку с плавными обводами корпуса без явно выраженного ограждения ракетных шахт. В качестве движителя применен малошумный семилопастный винт в кольцевой насадке типа pump jet. За счет использования высокопрочной стали рабочую глубину погружения удалось увеличить до 380 м. Автономность по запасам составляет 60 суток.
 
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ S616 «ТРИУМФАН» (LE TRIOMPHANT)
Водоизмещение, т: надводное: 12 640 подводное: 14 335
Размерения, м: длина: 138,0 ширина: 12,5 осадка: 12,5
 ГЭУ: 1 реактор К15 мощностью 150 МВт, 1 электродвигатель мощностью 24 000 л. с., вспомогательная дизель- электрическая установка мощностью 1900 л. с.
 Скорость хода, узлы: подводная: 25
 Дальность плавания: неограниченная
 Вооружение: 16 МБР М45, 4533-мм торпедных аппарата (боезапас — 18 противокорабельных ракет «Экзосет» SM39 или торпед ECAN L5 мод. 3)
 Экипаж, чел.: 111, в т. ч. 15 офицеров
 
Основной элемент ГЭУ — ядерный реактор водо-водяного типа К15 мощностью 150 МВт, аналогичный  установленному на авианосце «Шарль де Голль». Его особенности: наличие парогенератора, интегрированного в корпус реактора, и применение в качестве топлива низкообогащенного урана. Питание гребного электродвигателя осуществляют два турбогенератора. Имеется также вспомогательная установка из двух дизель-генераторов общей мощностью 1900 л. с. Она используется в случае отказа РЭУ или при экстренном выходе лодки из базы в море.
 
За счет внедрения новых демпфирующих фундаментов значительно повышен уровень ударо- и вибростойкости механизмов. Кроме того, благодаря применению новых технологий, оптимизации гидродинамики обводов корпуса и наружных устройств уровень шумности «Триумфан», по сравнению с ее предшественницей «Редутабль», снизился примерно вдвое. В настоящее время на вооружении первых трех атомоходов серии находятся баллистические ракеты М45 с б разделяемыми ядерными боеголовками и дальностью полета 5300 км. Четвертая ПЛАРБ этого проекта — S619 «Террибль» — вступила в строй в 2010 году с новыми ракетами М51, оснащенными 12 боеголовками и имеющими дальность полета 8000 км.
 
СТРОИТЕЛЬСТВО
 
Конструктивные особенности новой субмарины потребовали модернизации верфи ВМС в Шербуре, где и были построены все четыре стратегических ракетоносца. Программе модернизации, которая по сути заключалась в переходе верфи от метода постройки ПЛАРБ на наклонном стапеле и продольного динамического спуска к методу горизонтальной постройки и вертикального спуска, было дано название CAIMAN (Construction d'Ateliers et d'lnfrastuctures pour la composante Marine de L'Arme Nucleaire). Необходимо отметить, что к тому времени на горизонтальную постройку и вертикальный спуск перешли СССР (СМП в Северодвинске), затем США (верфи отделения Electric Boat Div. в Гротоне), и Великобритания (верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс). Программа CAIMAN была условно разделена на три этапа. Первый этап включал в себя постройку нового корпусного цеха, второй этап — постройку стапельного цеха, и третий — устройство вертикального спуска корабля.

Однако верфь в Шербуре имеет и свои особенности. Так, перемещение корпусных секций лодки внутри стапельного цеха, а также её полностью сформированного корпуса от стапельного цеха к спусковому комплексу осуществляется при помощи специальной транспортной системы. Система представляет из себя несколько так называемых единых блоков. Каждый блок состоит из опорной и движительной частей. Опорная часть — это кильблоки, на которых и лежит корпус корабля. Движительная часть — это четыре гидравлическо-механические лапы, которые предназначены не только для горизонтального перемещения секций (или всего корпуса) корабля, но также и для вертикального перемещения кильблоков, на которых и расположены секции корпуса лодки. Благодаря такой системе секции корпуса лодки, расположенные на едином блоке (массой до 400 тонн), могут разворачиваться на одном месте на 360 градусов и позиционироваться с большой точностью, что позволяет использовать автоматическое сварочное оборудование. Кроме того, такое устройство транспортной системы позволило значительно сократить площадь стапельного цеха и привело в конечном счете к значительному сокращению расходов на строительстве ПЛАРБ.
 
По разным оценкам, применение системы привело к 30-40% экономии по сравнению с использованием рельсового пути и трансбордеров. Еще одним преимуществом такой системы являлась возможность отделения лап от кильблоков, если не было необходимости перемещать данную секцию корпуса, и использовать освободившиеся лапы для транспортировки другой секции. Для формирования всего корпуса лодки Le Triomphant потребовалось 18 единых блоков. Они были установлены с интервалом 5 метров и управлялись с единого центрального пульта. В случае отклонения движения любого из блоков от предварительно заданных параметров, вся система автоматически останавливается, что гарантирует безопасность транспортируемой лодки или отдельных секций корпуса корабля. Необходимо отметить, что скорость перемещения очень мала — всего 0,75 м/мин. Например, транспортировка Le Triomphant со стапельного цеха на спусковую платформу заняла около 5 часов.
 
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
 Первый пуск МБР с этой субмарины состоялся в январе 2010 года, ракета успешно поразила цель на полигоне в США. В перспективе ракетами М51 планируется перевооружить всю серию кораблей. ПЛАРБ типа «Триумфан» оснащены современным радиоэлектронным вооружением. По сообщениям французской печати, гидроакустический комплекс подводного крейсера в 10 раз эффективнее, чем аналогичный комплекс, использовавшийся на атомоходах типа «Редутабль». В целом «Триумфан» считается весьма совершенным кораблем 3-го поколения и по уровню физических полей приближается к американскому «эталону» — ПЛАРБ типа «Огайо».

Все подводные лодки типа «Триумфан» ныне базируются на Атлантическом побережье (военно- морская база Иль-Лонг, рядом с городом Брест). Во время боевого дежурства в океане головная субмарина «Триумфан» в ночь на 4 февраля 2009 года столкнулась с британской ПЛАРБ «Вэнгард». Лодка получила серьезные повреждения, но вернулась в Брест своим ходом.
 
Для справки: Всего построено 4 ПЛАРБ данного типа. Головной ракетоносец S616 «Триумфан» (LeTriomphant) вступил в строй в марте 1997 года, S617 «Темерер» (Le Temeraire) — в декабре 1999, S618 «Виджилян» (Le Vigilant) — в ноябре 2004 и S619 «Террибль» (Le Terrible) — в октябре 2010 г. Все субмарины построены на верфи DCNS в Шербуре.
 

Похожие статьи:

Корабли и флотОгонь во льдах - Гражданская война и интервенция

Корабли и флотКорвет «Строгий» — прорыв в будущее?

Армии и вооружениеБалтийский флот России.

Армии и вооружениеВоенно-морской флот Великобритании

Корабли и флотАвианосцы флота России

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3763 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)