fotoblog
22 июня 2014
20 | 0 | 3014
fotoblog
17 октября 2013
20 | 0 | 2403
fotoblog
9 октября 2013
10 | 0 | 2685
fotoblog
16 октября 2013
11 | 0 | 3484

13 апреля 2015 - Отступление к Дюнкерку

article456.jpg
Военные действия в районе Дюнкерка во время Западной кампании вермахта в мае 1940 года до сих пор вызывают споры среди историков, пытающихся найти объяснение знаменитому «стоп-приказу» Гитлера.
 
10 мая 1940 года в соответствии с планом «Гельб» немецкие войска начали осуществление крупномасштабной операции на Западе, целью которой был разгром Франции. Действия группы армий «Б» генерала Федора фон Бока, нанесшей сокрушительный удар по Нидерландам и Бельгии, не были большой неожиданностью для западных союзников — подобное развитие событий просчитывалось французским Генштабом.
 
ТАНКОВЫЙ БЛИЦКРИГ
Остановить фон Бока должна была часть войск 1-й группы армий генерала Гастона Бийота, а именно: 1-я армия Жоржа Блан- шара, 7-я армия Анри Жиро и Британский экспедиционный корпус Джона Верекера, 6-го виконта Горта. Главнокомандующий французской армией генерал Морис Гаме- лен, до войны возглавлявший французский Генштаб, был убежден, что немецкие войска не смогут преодолеть мощные укрепления линии Мажино, поэтому Северная группировка англо-французских войск может действовать относительно свободно.
 
12 мая все войска союзников в Голландии были подчинены генералу Бийоту, но уже 14 мая голландские войска капитулировали. Бийот отошел к рекам Эско и Дандр и стал готовить контратаку. В этот момент немецкие танки смешали все планы французского Генштаба. Танковая группа Эвальда фон Клейста, входившая в состав группы армий «А», смяла французские части в считавшихся непреодолимыми Арденнах и вышла на равнину у Седана. Танковые клинья стремительно неслись по равнинной Франции на северо-запад, к побережью Ла-Манша, отрезая Северную группировку союзников.
 
Когда 20 мая танковые дивизии Клейста подошли к тому месту, где Сомма впадает в Ла-Манш, ситуация на фронте кардинальным образом изменилась. 19 мая в Васиньи капитулировала часть 7-й французской армии вместе с генералом Жиро, в тот же день своего поста лишился генерал Гамелен. Казалось, судьба отвернулась от Франции: ко всему прочему, единственный французский военачальник, не потерявший голову и начавший собирать войска для отпора противнику, генерал Бийот 21 мая попал в автокатастрофу. Пять дней царила неразбериха, и Бланшар принял командование лишь 26-го. К этому времени все уже было решено…
 
«СТОП-ПРИКАЗ»
Видя, что войска союзника терпят поражение, английское командование стало действовать, прежде всего, в собственных интересах, чем еще сильнее осложнило ситуацию. Немедленно забыв о готовящемся контрударе, виконт Горт начал отводить свои войска к Ла-Маншу, причем бельгийское и французское командования об изменении планов своих союзников проинформировано не было. На другом берегу Ла-Манша, в Дувре, начали готовиться — пока на всякий случай — к операции по эвакуации.
 
Тем временем 22 мая немецкие войска вступили в Булонь, на следующий день — в Кале. Ловушка захлопнулась: оказавшаяся во Фландрии, между Брюгге и Кале, англо-франко-бель- гийская группировка (40 дивизий) была прижата к побережью без каких-либо перспектив вырваться из окружения. Можно сказать, что сомнений в дальнейшем развитии событий не было: немецкие танки подошли к Дюнкерку почти на двое суток раньше британских войск: до города им оставалось всего 16 км, в то время как Горту — все шестьдесят. А с захватом дюнкеркского порта англичанам оставалось лишь капитулировать.
 
Казалось, катастрофа неизбежна. Ее последствия могли быть еще более тяжелыми — Англия оставалась практически без армии. Но в этот момент — 24 мая — Гитлер неожиданно приказал своим войскам остановиться, выпустив свой известный «стоп-приказ». Немецкие танки остановились на канале Аа, а ликвидация окруженной группировки была возложена на пехотные дивизии, еще находящиеся на марше. При этом главную роль отводили люфтваффе, которое должно было уничтожить противника ударами с воздуха.
 
Главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг уверил своего фюрера, что его самолетам вполне по плечу обеспечить успех операции. Причины, побудившие Гитлера отдать подобный приказ, несмотря на категорические возражения его Генштаба и полевых командиров, до сих пор вызывают споры. С одной стороны, явно имело место желание Гитлера сохранить свои танковые войска боеспособными для броска на юг Франции. С другой — высказывались предположения, основанные скорее на домыслах, что Гитлер хотел достигнуть соглашения с Великобританией и намеренно спас от полного уничтожения британские экспедиционные силы.
 
Главный миф, связанный с эвакуацией британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в конце мая – начале июня 1940 года, состоит в утверждении, будто Гитлер сознательно дал возможность англичанам уйти, остановив преследующие их танковые дивизии. Таким образом, он рассчитывал, что Англия, не испытав унижения в виде пленения ее экспедиционного корпуса, охотнее пойдет на заключение мира с Германией, что позволило бы бросить все германские силы против Советского Союза. При этом почему-то упускается из виду то обстоятельство, что, лишившись экспедиционного корпуса, Англия стала бы гораздо сговорчивее в принятии германских мирных предложений.

На самом деле знаменитый «стоп-приказ» Гитлера вызывался чисто военными соображениями. Более того, он никак не повлиял на ход эвакуации британских войск из Дюнкерка.

10 мая 1940 года началось германское наступление во Франции, а уже 15 мая капитулировала Голландия, ряд стратегических пунктов которой был захвачен неприятельскими воздушными десантами. На следующий день пал Брюссель. 20 мая танковая группа генерала Эвальда фон Клейста вышла к Ла-Маншу, а 28 мая капитулировала бельгийская армия. Основные силы французской армии оказались в окружении в Бельгии и Северной Франции и к концу мая прекратили сопротивление. Английская экспедиционная армия под командованием лорда Горта, сознававшего безнадежность продолжения борьбы на континенте, начала отход к порту Дюнкерк для последующей эвакуации на Британские острова. Англичане к тому времени уже раскрыли секрет германских шифровальных машин и читали переговоры германских штабов на Западе. Это помогло английскому командованию принять правильное решение.

21 мая британская оперативная группа Франклина в составе 5-й и 50-й дивизий с 74 танками из 1-й армейской танковой бригады при поддержке частей 3-й французской мехдивизии нанесла контрудар, который пришелся по тылам 7-й танковой дивизии и моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» в районе Арраса. Утром 23 мая 1-я французская армия также нанесла контрудар по направлению Арраса, что грозило танковой группе Клейста окружением. Клейст доложил Гальдеру вечером 23-го, что уже потерял половину танков и не сможет двигаться к Дюнкерку, пока не ликвидирует кризис у Арраса. Кроме того, он сообщил, что танки впервые подверглись чувствительным налетам.
 
После этого вечером 23 мая командующий группой армий «А» генерал Герд фон Рундштедт отдал приказ 24 мая приостановить наступление танковых групп Гота и Клейста для подтягивания сил и выяснения обстановки. Утром 24 мая штаб Рундштедта посетил Гитлер. Командующий группой армий убедил фюрера приостановить продвижение танковых дивизий для их пополнения и перегруппировки. Требовалось дождаться отставших пехотных дивизий, которые должны были вести бои в городах, для чего танки были мало пригодны. При этом «стоп-приказ» (директива № 13) подтверждал, что «ближайшей целью операций является уничтожение франко-англо-бельгийских войск, окруженных в Артуа и Фландрии, посредством концентрического наступления нашего северного крыла, а также быстрое занятие и охрана побережья моря. При этом задача авиации состоит в том, чтобы сломить всякое сопротивление окруженных частей противника, воспрепятствовать эвакуации английских войск через пролив и обеспечить южный фланг группы армий «А»…

Контратака двух английских танковых батальонов у Арраса так напугала командующего группой армий «Юг» Рундштедта, что он добился от Гитлера получения 24 мая приказа на остановку наступления германских танков у Ла-Манша по линии Ланс – Гравелин в 16 км от Дюнкерка. «Стоп-приказ» объяснялся тем, что германское командование не было уверено, что английский экспедиционный корпус будет немедленно эвакуирован на Британские острова, а не попытается вместе с французскими войсками удержать дюнкеркский плацдарм в течение более или менее длительного времени, как на том, кстати сказать, настаивало французское командование. В случае если бы верным оказался второй сценарий, танковые дивизии стоило перегруппировать, чтобы ударить по более слабым и значительно более британских деморализованным французским войскам. Контратака свежих британских танковых частей навела Рундштедта на мысль, что принято решение удерживать дюнкеркский плацдарм. Поэтому и был отдан «стоп-приказ», чтобы понять намерения противника и в зависимости от них использовать танковые дивизии Клейста, которые в боях с британскими бронетанковыми частями понесли существенные потери. Даже если бы германские танки и вошли бы в Дюнкерк, без поддержки пехоты они были бы уничтожены подходившей к городу основной массой британских экспедиционных сил. Ближайшие два дня показали, что сопротивление французских войск, отступающих к побережью, значительно ослабло, были взяты порты Булонь и Кале. Стало ясно, что противник не способен к масштабному контрудару. В то же время выяснилось, что пехотные части наступают слишком медленно. Поэтому существовала угроза, что союзники создадут на побережье плацдармы для длительного сопротивления. 26 мая штаб группы армий «Б» генерала риттера Вильгельма фон Лееба высказал опасение, что возникнут «три крупных центра сопротивления – у Брюгге, в районе Лиль, Ипр и под Дюнкерком, ликвидация которых потребует много времени и сил». Чтобы не допустить этого, наступление германских танковых групп возобновилось. Таким образом, германское командование больше опасалось не эвакуации, а длительного сопротивления союзных войск на побережье Ла-Манша.

Через два дня наступление возобновилось, но англичане сумели удержать подступы к Дюнкерку. 28 и 29 мая войска союзников отошли на небольшой плацдарм у Дюнкерка. К 4 июня были эвакуированы 215 тыс. британских солдат, 114 тыс. французских и 9 тыс. бельгийских. Всего в эвакуации участвовало 861 судно, в том числе около 300 французских, польских, голландских, норвежских. Было потоплено около 240 судов, включая 6 эсминцев. 40 тыс. французов попало в плен. Люфтваффе, вопреки обещанию Геринга, не смогли воспрепятствовать эвакуации. Немецкие атаки были отбиты британскими истребителями, сбившими 130 немецких самолетов и потерявшими 106 своих. Британцам помогла также облачная и дождливая погода, мешавшая Люфтваффе бомбить Дюнкерк. Потери британского корпуса составили 68 тыс. убитых, раненых и пленных. Он лишился всей артиллерии (2,5 тыс. орудий), более 300 танков и 64 тыс. автомашин, но сумел эвакуировать танки.

То, что «стоп-приказ» на самом деле никак не повлиял на исход эвакуации британских войск, доказывается следующими фактами. После того как немцы остановились, Горт тоже не сразу получил приказ на отступление. В Лондоне решали, есть ли еще шансы на продолжение борьбы, устоят ли французы, стоит ли оставлять английскую армию во Франции. Только вечером 26 мая, накануне возобновления германского наступления, Горту наконец приказали начать отход к Дюнкерку с целью последующей эвакуации. При этом окончательное согласие на эвакуацию было передано ему только 27 мая в час дня. 
 
Вот что сообщает по этому поводу известный британский теоретик Джон Фуллер, близкий к Министерству обороны: «Быстрое наступление с юга вместе с неуклонным давлением с востока заставило все левое крыло союзных армий собраться в равностороннем треугольнике, основанием которого служила линия Гравелин, Тернеуцен, а вершина располагалась немного севернее Камбре. Северная половина восточной стороны треугольника удерживалась бельгийской армией, которая 24 мая подверглась ожесточенной бомбардировке. 25 мая она начала поддаваться. На следующий день, когда исчезла всякая надежда, что французские армии, находившиеся южнее Соммы, будут наступать на север, лорд Горт получил приказ: отступлением к побережью спасти все, что еще можно спасти от его армии».
 
Можно не сомневаться, что, если бы германские танковые группы продолжали 24-го безостановочное движение к Дюнкерку, отступление англичан началось бы соответственно двумя днями раньше, а не утром 27 мая, одновременно с возобновлением германского наступления. Дело было не в каких-то задержках или ошибках, а в совершенно объективных вещах. Британская армия, в отличие от французской или бельгийской, не потеряла присутствия духа. Тех сил, которыми располагал Горт, включая 3 танковые бригады (последняя, 3-я, высадилась во Франции 25 мая, уже только затем, чтобы прикрыть эвакуацию), вооруженных тяжелыми танками с сильной броней, было вполне достаточно для того, чтобы удерживать небольшой дюнкерский плацдарм, где линия фронта была мала, а плотность боевых порядков максимальна, в течение 10 дней, необходимых для подготовки и проведения эвакуации.
 
Англичанам помогла и тихая, ясная погода. Волнения на море не было, и для эвакуации удалось использовать все суда, включая малотоннажные шхуны, яхты и катера. Кроме того, британская авиация не уступила Люфтваффе господство в воздухе над Ла-Маншем. «Харрикейны» и «спитфайеры» не уступали «мессершмиттам», а британские летчики дрались не хуже асов Германа Геринга. Немцы не смогли предотвратить эвакуацию из Дюнкерка прежде всего из-за слабости своего надводного и подводного флота, у которого не было достаточно сил, чтобы атаковать конвои с эвакуируемыми британскими войсками. 
 
«Очень трудно сказать, какой оборот приняла бы война, если бы тогда под Дюнкерком удалось взять в плен войска британских экспедиционных сил. Во всяком случае, дальновидная дипломатия могла бы извлечь большую пользу из такого военного успеха. К сожалению, эта возможность из-за нервозности Гитлера была утрачена. Впоследствии, мотивируя свое решение остановить наступление моего корпуса, он говорил, что территория Фландрии с ее многочисленными каналами якобы непригодна для действий танков».
Генерал Гейнц Гудериан
 

Похожие статьи:

Корабли и флотОгонь во льдах - Североморцы во Второй мировой

Корабли и флотОгонь во льдах - «Холодная война» под ледовым панцирем

Скульптура и живописьЗамок Шантийи - музеи Франции

Корабли и флотОгонь во льдах - Первая мировая за полярным кругом

Новое время«Дюнкеркское чудо» - эвакуация британской армии

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4170 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)