25 апреля 2015 - Французский вертолет «Супер Пума»/«Кугар»

article453.jpg
Впервые активно использовать вертолеты в боевых действиях Франция стала во время войны в Алжире (1954-1962). Но машины, выпускаемые для армии, казались генералам слишком большими. Как говорил один из ветеранов войны в Алжире: «Сбитый большой вертолет уносит с собой в могилу слишком много солдат».
 
Конечно, маленький вертолет сложнее сбить, но он не может перевозить нужное количество бойцов. В результате французы решили создать среднюю машину, способную перевозить одно пехотное отделение. Эту задачу решила фирма «Зюд Авиасьон», разработав вертолет SA 330 «Алуэтт» IV, который получил название «Пума». На конструкцию этой машины большое влияние оказали американский вертолет S-61 и советский Ми-8. При создании SA 330 активную помощь французам оказали американцы из компании «Сикорский» и итальянцы из концерна ФИАТ.
 
15 апреля 1965 пода первый опытный экземпляр «Пумы» оторвался от земли. Всего было построено около 700 машин. В 1974 году руководство концерна «Аэроспасьяль» («Зюд Авиасьон» вошла в объединение «Национальное промышленное авиационно-космическое общество», более известное как «Аэроспасьяль») приняло решение о глубокой модернизации вертолета.
 
ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ
Если «Пума» проектировалась в первую очередь как военный вертолет, то при разработке «Супер Пумы» учитывали и ее гражданское применение. В свое время в гражданском варианте было продано 130 «Пум», и от «Супер Пумы» ожидали не меньшего успеха. Первым полноценным образцом «Супер Пумы » стал AS 332 № 001 (539-я серийная «Пума»), Первый полет машина выполнила 13 сентября 1978 года. В одном из полетов вертолет достиг скорости 300 км/ч. Испытания продолжались до 17 июля 1980 года, пока машина не выполнила контролируемую «аварийную посадку», после чего летать она уже не смогла.
 
Вторая «Супер Пума» получила заводской номер (№ 2001) как серийная машина. (Серийные номера «Пум» начинались с цифры 1, а «Супер Пум» — с цифры 2). В июле 1980 года машину отправили в Египет, где она прошла проверку в условиях жаркого климата. 14 октября 1981 года гражданская модель AS 332С получила сертификат летной годности по стандарту FAA (Federal Aviation Administration). По сравнению с «Пумой» у вертолета изменена носовая часть фюзеляжа для размещения в ней дополнительного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего возможность выполнения полетов в любое время суток и в сложных метеорологических условиях, установлены более мощные и экономичные двигатели.
 
 
«ДЛИННЫЕ» И «КОРОТКИЕ»
Строились «Супер Пумы» и с удлиненным фюзеляжем. Первой «длинной» «Супер Пумой» стал четвертый серийный вертолет, собранный в конфигурации AS 332L. Первый полет 332L выполнил 10 октября 1980 года. Эта машина проходила испытания в арктических условиях на территории Канады в Новой Шотландии. Удлиненный вариант был сертифицирован в 1983 году и быстро завоевал популярность. Всего гражданским заказчикам было поставлено около 70 таких вертолетов. С 1990 года все военные модификации вертолета «Супер Пума» стали именоваться «Кугар» и обозначаться не AS 332, a AS 532.
 
В 1992 году сменилось название фирмы- производителя. «Аэроспасьяль» объединилась с немецким концерном «Мессершмит-Бельков-Блом», образовав консорциум «Еврокоптер», который, в свою очередь, стал частью европейского концерна EADS. Модификации, разработанные после образования «Еврокоптер», начали обозначаться уже не AS, а ЕС (ЕС 225 и ЕС 725). Военный вариант «короткой» модели, AS 332В, рассчитан на перевозку 21 десантника. Вертолет может быть оборудован тепловизионной системой обзора, метео- или поисковой РЛС, лебедкой, топливными баками увеличенной емкости и т. д.
 
Модификация AS 332С является гражданским эквивалентом военного AS 332В и рассчитана на перевозку 15-17 пассажиров. Принципиальных различий между военным и гражданским вариантом нет. Так же, как и в случае с «Пумой» гражданские машины используют и в военных целях.
 
ОТ «СУПЕР ПУМЫ» К «КУГАРУ»
«Супер Пума» — дорогой вертолет. Чтобы сделать его дешевле и более конкурентоспособным, была разработана модификация AS 532UB «Кугар» 100. Снижение стоимости было достигнуто за счет сокращения набора оборудования, что обеспечивало полеты только в простых метеоусловиях. Кроме того, отказались от уборки шасси. «Кугар» 100 предлагался в четырех вариантах: двух «коротких» (AS 532UB и AS 532АВ) и двух «длинных» (AS 532UC и AS 532UL). Была создана и модификация AS 332F — вертолет палубного базирования. Он был предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными целями.
 
В носовой части фюзеляжа устанавливалась РЛС кругового обзора OMERA ORB-32 ASD3600 или Tomcoh-CSF «Агрион». На каждом борту возможна подвеска одной ракеты ПКР AM 39 «Экзосет» или по одной противолодочной торпеде. В состав оборудования были включены сбрасываемые гидроакустические буи и принудительная система посадки на палубу корабля. «Супер Пумы» и «Кугары» широко поставлялись во многие страны мира. Пришлось им и повоевать.
 
Французская армия в различных конфликтах за рубежом использует силы быстрого реагирования, ядром которых является 4-я аэромобильная дивизия. На ее вооружении и стоят «Кугары», которые активно применялись во время боевых действий в Афганистане и Ливии. 
 
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SA 332
Тип: транспортный вертолет
Модификация: SA 332В-1
Экипаж, чел.: 2-3
Двигатель: 2 х ГТД Turbomeca Makila IA1 мощностью 1400 кВт каждый
Размеры, м: длина: 15,53 высота: 4,92 диаметр несущего винта: 16,50 диаметр рулевого винта: 3,05
Вес, кг: пустой: 4330 взлетный: 9000
Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 278 практический потолок, м: 6000 дальность с боевой нагрузкой, км: 618
Полезная нагрузка: 21 солдат, или 6 носилок и 7 сидячих раненых, или 4000 кг груза в кабине, или 4500 кг на подвеске 
 
Для справки: Вертолет «Супер Пума» оснащен одним четырехлопастным несущим и пятилопастным рулевым винтом, колесным трехопорным шасси и силовой установкой из двух газотурбинных двигателей. «Супер Пума» очень хорошо зарекомендовала себя при обслуживании газо- и нефтеразработок.
 

Похожие статьи:

Армии и вооружениеРеактивные капсульные огнемёты

Военная техникаБоевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».

Механизмы и транспортПервый успешный электровертолет E-Volo VC200

Военная техникаАмериканские «Белл 212» и их итальянские родственники

Механизмы и транспортКак автобус становился автобусом, а грузовик - грузовиком...

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3537 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)