18 апреля 2015 - Боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».
Первые 15 лет жизни Ми-28 заняли разработка, испытания и решительная смена концепции. После этого последовали новые испытания, доводка и бесконечные сравнения с конкурирующим проектом КБ Камова. Когда в 2008 вертолет поступил на вооружение российских ВВС, с момента начала работ прошло около 30 лет.
Создание Ми-28 обозначило отход от идеи комбинированного ударнотранспортного вертолета, каким является Ми-24, и следование общемировым тенденциям в создании ударных вертолетов. Парадоксально, но, несмотря на отказ от десантного отсека, вес пустой машины по сравнению с Ми-24 даже несколько вырос. По весу Ми-28 опережает все остальные ударные вертолеты. Самая тяжелая из западных машин, АН-64 «Апач», легче Ми-28 почти в полтора раза.
НАЧАЛО
Разработка нового боевого вертолета, призванного стать аналогом американскому АН-64, началась еще в конце 1970-х. К 1982 году был готов первый опытный образец. 10 ноября летчик Г. Р. Карапетян впервые оторвал его от земли, а месяц спустя состоялся первый полет по кругу. Опыт войны в Афганистане не только постоянно заставлял вносить изменения в конструкцию самого Ми-28, но и отвлекал ресурсы КБ на совершенствование Ми-8 и Ми-24. ВВС пришлось делать выбор между хорошим и лучшим вертолетом. Для Ми-28 это означало соревнование с Ка-50 (а позже и Ка-52). В 1986 году Ми-28 был рекомендован в серийное производство, но его выпуск так и не начался.
ЗАЩИТА И МАНЕВРЕННОСТЬ
Еще в конце 1970-х при создании Ми-28 концепция применения боевого вертолета претерпела значительные изменения по сравнению с Ми-24. Если в предыдущей разработке ставка была сделана на скорость (помимо защиты), то новый вертолет, как планировалось, будет летать медленнее и гораздо ниже, используя для маскировки и защиты рельеф местности и различные строения. При этом маневренность и живучесть новой машины должны были заметно улучшиться. Хвостовая балка опустилась заметно ниже, чем на Ми-24, что позволило совершать маневры с большими перегрузками без опасения задеть ее несущим винтом.
Кабина экипажа получила в дополнение к передним бронестеклам аналогичные с боков. Бронированная капсула выдерживает попадание 20-мм снарядов. Скорость отошла на второй план, и шасси нового вертолета сделали неубирающимся. Несмотря на отказ от полноценного десантного отсека, как на Ми-24, в закабинном отсеке, где размещено радиооборудование, есть место для трех человек. Это могут быть техники вертолета при перебазировании или спасенный экипаж сбитого вертолета.
ДЕНЬ И НОЧЬ
Основным недостатком Ми-28 была невозможность действовать в любых погодных условиях или ночью. По этой причине в 1993 году программа развития Ми-28А (как иногда обозначали первый вариант) была закрыта. Перед конструкторами стояла задача, рассчитывая только на свои финансы, получаемые от работ по Ми-8, Ми-24 и Ми-26, создать на базе Ми-28А новый боевой комплекс, пригодный для всепогодного и круглосуточного применения.
Первый прототип Ми-28Н покинул цех опытного завода в августе 1996 и в ноябре совершил первый полет (спустя 14 лет после первого полета опытной машины). Изменения, которые внедрялись на Ми-28Н, не ограничивались новым пилотажным и прицельным комплексами — в частности, было принято решение заменить главный редуктор. В результате государственные испытания начались только в 2001 году. По результатам первого этапа, завершенного лишь в 2006-м, было принято решение о запуске Ми-28Н в серию. К испытаниям присоединились и первые серииные машины, собранные в Ростове.
В самом конце декабря 2008 года испытания были завершены. В следующем году Ми-28Н был принят на вооружение, хотя поставки машин в ВВС начались несколько раньше. После войсковых испытаний в Центре боевого применения и переучивания армейской авиации в Торжке, в марте 2009-го первые вертолеты начали поступать в строевые части — по понятным причинам, прежде всего, в Южный военный округ. Первой новые вертолеты стала осваивать авиабаза в Буденновске, а немного позже — и соседняя в Кореновске. До конца 2015 года планируется выпустить 97 серийных машин.
Важным фактором для обеспечения скрытного наблюдения и моментального применения управляемого оружия из засады стало использование надвтулочной РЛС. При этом сам вертолет может оставаться в укрытии (например, за зданием или ниже верхушек деревьев), в то время как РЛС, расположенная на валу несущего винта, обеспечивает экипаж данными о ситуации вокруг. РЛС Н025 будет штатно устанавливаться на следующем варианте — Ми-28НМ, который пойдет в серийное производство с 2015 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИ-28Н
Тип: боевой вертолет
Экипаж, чел.: 2 — летчик и штурман-оператор вооружения
Двигатели: два турбовальных Климов (Изотов) ВК-2500 мощностью 1660 кВт каждый
Размеры, м: диаметр несущего винта: 17,2 длина фюзеляжа: 17,01 высота: 4,8
Вес, кг: пустого: 8550 взлетный: 10 700 максимальный: 12 100
Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 324 потолок, м: 5600 дальность, км: 450
Вооружение: 1 х пушка 2А42 калибра 30-мм (управляется оператором вооружения), 16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», подвесные пулеметные или пушечные контейнеры, блоки НАР (С-8 и С-13), авиабомбы в разных комбинациях — до 2300 кг на 4 узлах подвески
Тип: боевой вертолет
Экипаж, чел.: 2 — летчик и штурман-оператор вооружения
Двигатели: два турбовальных Климов (Изотов) ВК-2500 мощностью 1660 кВт каждый
Размеры, м: диаметр несущего винта: 17,2 длина фюзеляжа: 17,01 высота: 4,8
Вес, кг: пустого: 8550 взлетный: 10 700 максимальный: 12 100
Технические характеристики: максимальная скорость, км/ч: 324 потолок, м: 5600 дальность, км: 450
Вооружение: 1 х пушка 2А42 калибра 30-мм (управляется оператором вооружения), 16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», подвесные пулеметные или пушечные контейнеры, блоки НАР (С-8 и С-13), авиабомбы в разных комбинациях — до 2300 кг на 4 узлах подвески
Ми-28 дважды принимал участие в тендерах на боевой вертолет. В 1995 году Ми-28А пытался покорить Швецию, в 2010-м соревновался с АН-64 в Индии. В обоих случаях Ми-28 проиграл. В настоящее время к вертолету проявляют интерес ВВС Алжира, Ирака и Венесуэлы. В ближайшее время возможно подписание контрактов на поставку нескольких десятков машин.
Для справки: В течение ближайших 10-15 лет Ми-28Н должен полностью заменить Ми-24 в ВВС России, а в кодовой системе НАТО получил обозначение Havoc. Ми-28Н — самый тяжелый боевой вертолет в мире. В паре «Ми-28Н — Ка-52» первому отведена роль основного боевого вертолета для сухопутных войск, а второй станет боевым для спецподразделений.
Похожие статьи:
Механизмы и транспорт → Первый успешный электровертолет E-Volo VC200
Военная техника → Американские «Белл 212» и их итальянские родственники
Механизмы и транспорт → Как автобус становился автобусом, а грузовик - грузовиком...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3872 просмотра | Оцените статью:
|
Комментарии (0)