fotoblog
22 июня 2014
20 | 0 | 3014
fotoblog
17 октября 2013
20 | 0 | 2403
fotoblog
9 октября 2013
10 | 0 | 2685
fotoblog
16 октября 2013
11 | 0 | 3484

1 марта 2015 - Пропавшая экспедиция Франклина: известные факты в новом свете

article429.jpg

В сентябре 2014 года Премьер-министр Канады — Стивен Харпер выступил с сенсационным сообщением, вызвавшим живейший интерес не только представителей научного мира, но  общественности в целом – канадским археологам удалось точно установить место кораблекрушения и идентифицировать остатки легендарного судна «Эребус», на котором в середине XIX века отправился в свою четвёртую и, увы, последнюю полярную экспедицию выдающийся исследователь Арктики – сэр Джон Франклин. Что же на самом деле произошло с британской экспедицией, пропавшей более полутора веков назад? Какие сведения о её трагической судьбе являются реальными фактами, а какие – вымыслом?

Первые исторические сведения о самом судне «Эребус» относятся к 1826 году, когда канонерская лодка под таким названием была спущена со стапелей в Уэльсе, а осенью 1839 года, уже переоборудованный под исследовательское судно, «Эребус» отплыл в свою первую экспедицию.

Научная экспедиция в составе двух кораблей британского королевского флота, которой руководил Джейс Кларк Росс, была направлена к Южному полюсу для изучения магнитных полей Земли. Спустя четыре года, осенью 1843-го корабли «Эребус» и «Террор», завершив свою миссию, благополучно возвратились к английским берегам, а в мае 1845 года вместе отправились в составе экспедиции Франклина к берегам Арктики.

Учитывая сложные полярные условия, оба судна были тщательно подготовлены — оснащены гребными винтами и вспомогательными паровыми машинами, запасы провианта были рассчитаны на 3 года плавания, а экипажи (129 человек) состояли из отборных представителей британского военно-морского флота. Помощник начальника экспедиции — капитан Френсис Крозье, как и сам Франклин, имел за плечами немалый опыт полярных походов.

Основной целью исследовательской экспедиции, определённой Британским Адмиралтейством, было детальное изучение морского пути вдоль берегов Северной Америки (Северо-Западного прохода) из Атлантического океана в Тихий океан, через Канадский архипелаг. Несмотря на то, что предполагаемый маршрут окончательно изучен не был, к 1845 году мореплаватели располагали уже немалым количеством сведений о Северо-Западном морском пути, неоднократно исследовавшимся на протяжении долгих лет. Казалось бы, особых сложностей, связанныхс переходом, возникнуть было не должно. К сожалению, судьба распорядилась иначе…

 В середине мая 1845 года корабли «Эребус» и «Террор» отплыли от родных британских берегов и к концу июля достигли залива Мелвилла, где их в последний раз видели моряки китобойного судна «Принц Уэльский». По сообщению, переданному капитаном китобоя, экспедиция Франклина, пришвартованная во льдах, выжидала наиболее благоприятных погодных условий для продолжения движения.

Минуло более трёх лет. Никаких известий о судьбе арктической экспедиции больше не поступало, и столь длительная неизвестность становилась всё тревожней и тревожней. На родине поняли – с экспедицией случилась беда, и начали поиски. Пять британских поисковых кораблей под началом сэра Оммени отправились на север — к берегам Канады и к августу 1850 года были найдены первые следы трагедии.   

На небольших островах Девон и Бичи поисковая партия обнаружила следы лагерных стоянок, предположительно принадлежавших экспедиции Франклина – сложенные из камней хижины, остатки вещей, пустые банки от консервов и главное доказательство – три могилы моряков с «Эребуса». Печальные находки позволили сделать вывод, что экипаж судна, не справившись со льдами, был вынужден остаться здесь на зимовку. Но что произошло с остальными членами экипажа?

История исчезнувшей экспедиции стала «обрастать» новыми, пугающими подробностями. Так, в 1954 году Джон Рей — один из активных участников поисковых экспедиций 1848-54 гг., выступил с сенсационным заявлением о судьбе, постигшей Франклина и его людей, повергнув в шок британскую общественность. Основываясь на сведениях, якобы, полученных им от коренного эскимосского населения острова Короля Вильгельма, Рей писал, что члены экспедиции во время вынужденной зимовки, борясь за выживание, дошли до… каннибализма. Об этом, по словам Рея, неоднозначно свидетельствовали расчленённые тела несчастных моряков, найденные эскимосами, а также многочисленные костные останки, явно носившие следы каннибализма. Ужасная картина людоедства, подробно описанная Реем, была встречена взрывом всеобщего негодования. Британцы, считавшие мужественных полярников героями, не желали верить в подобную дикость.

Тем не менее, после сообщения Рея Адмиралтейство Британии поспешило признать экспедицию погибшей и наотрез отказалось финансировать её дальнейшие поиски. Эту роль взяла на себя леди Франклин. Мужественная женщина на средства от распроданного имущества снарядила в 1857 года парусный корабль «Фокс», которому удалось, наконец, прояснить судьбу злополучной экспедиции.

Стараниями экипажа «Фокса» на острове Короля Вильгельма были обнаружены могилы и тела погибших полярников, а также сохранившиеся рукописи с «Эребуса».  В найденных документах говорилось, что в сентябре 1846 года корабли оказались пленниками арктических льдов. Когда закончилось продовольствие, начался голод, цинга. Часть экипажа, посланная на материк за помощью, видимо погибла в пути, поэтому весной 1848 года Френсис Крозье и оставшиеся люди (105 чел.) приняли решение покинуть корабли и идти на юг. На этом записи обрывались…

В 1981 году учёные-антропологи Канадского Университета Альберты, изучив сохранившиеся костные останки, сделали заключение, что основными причинами гибели арктической экспедиции Франклина стали истощение, цинга, туберкулёз, воспаление лёгких, а также отравление свинцом. Последнее, по мнению учёных, могло произойти по причине некачественно запаянных банок с консервами. Также, канадские антропологи были вынуждены констатировать, что отдельные костные повреждения можно характеризовать, как следы… каннибализма.

В 2008 году Правительственное Агентство «Национальные парки Канады» финансировало масштабный проект по поиску места гибели кораблей экспедиции Франклина, имеющий целью обосновать суверенитет Канады над определённой частью Арктики. Результатом поисков, проводимых с использованием новейших методов гидролокации и глубинной видеосъёмки, и стало обнаружение остатков легендарного «Эребуса», а возможно и места захоронения сэра Джона Франклина, ведь в судовые рукописи содержали только дату его гибели (11 июня 1847 года), но точное место его захоронения не указывалось.

Похожие статьи:

Страны, континенты, открытияВосхождение на Эверест. Цена вопроса – жизнь…

Личности и коллективыЭкспедиция Дятлова – поход, ценою в жизнь

Рейтинг: +1 Голосов: 1 4094 просмотра
Комментарии (0)