Алёна Фёдорова31 мая 2015 - Фарфор – древняя тайна Китая

article492.jpg

Изобретение китайского фарфора приблизительно датируется историками VI-VII веками – в период правления в Китае великой династии Тан (618-907 годы), а вся его история насчитывает более 3 тысяч лет. В сравнении с Китаем, производство фарфора в Европе было начато на тысячу лет позже, поскольку многие века секрет его производства был одной из наиболее тщательно хранимых тайн китайских умельцев, разглашение которой каралось неминуемой смертью.

Считается, что жители древнего Китая пришли к изготовлению фарфоровой посуды после длительных поисков наиболее подходящего для этих целей недорогого и эстетичного материала. Таинственное сырьё для изготовления фарфора, вернее одна из его составных частей – фарфоровый камень был случайно обнаружен в китайской провинции Цзянси. В городе Цзиндэчжень этой местности и было впервые основано «промышленное» производство знаменитого китайского фарфора. 

Фарфоровый камень — это горная порода, включающая кварц и слюду, из которой, с добавкой каолина (белой глиной), формировали порошкообразные брикеты. Фарфоровую массу хранили несколько десятков лет – до приобретения свойства пластичности, а после этого, в специальных печах производили обжиг этого сырья. В результате фарфоровая масса становилась прочной, водонепроницаемой и прозрачной. Матовый блеск глазури достигался путём добавления особых компонентов и совмещения нескольких прозрачных слоёв.

Во времена правления в Китае династии Тан его торговля с Азией и Европой происходило по Великому Шелковому Пути, о чём свидетельствуют археологические находки остатков китайского фарфора – полированные, бесценные вазы и сосуды бледно голубого и бледно-зелёного цветов с нанесённым на них рельефным орнаментом («селадон»), обнаруженные в Месопотамии и Самарре. Позже в раскопках обнаруживались китайские сосуды молочно-белого цвета («бей-дин»), изделия небесно-голубого цвета («жу-яо») и глазурированные ёмкости, отливающие богатой палитрой красного, фиолетового, синего и белого цветов («цзинь-яо» и «цзюн-ци»), производства китайской провинции Хэнань.

Последние были датированы специалистами-археологами периодом правления последующей китайской династии – Сун (X-XII века), когда шедевры китайских «фарфоропроизводителей» ценились наряду с драгоценными изделиями из нефрита и золота. Эти изделия времён династии Сун – изысканные и баснословно дорогие — были доступны для приобретения за очень большие деньги только правящим династиям Восточной Азии, Европы и шейхам арабских стран.

Расцвет производства и совершенствования качества китайского фарфора пришелся на XIII-XIV века, когда изумительные фарфоровые изделия из Китая завоевали европейский рынок – естественно, прежде всего, апартаменты правящих европейских династий. Привозными драгоценными изделиями из Китая – вазами, сосудами, кубками, статуэтками — были украшены покои самых могущественных фамилий Европы. Кроме этого, европейские придворные дамы носили украшения из китайского фарфора – бусы, брошки др., которые называли porcelain (по названию моллюска – porcellana прозрачной, перламутровой раковиной).

Драгоценный китайский фарфор изготавливался, как для собственного  императорского двора –блюда, тарелки, чашки, так и на экспорт – утончённые вазы прекрасных форм и огромные, красочные, парадные сервизы на сотни персон, расписанные своеобразной китайской символикой и обильно украшенные рельефами, изображающими могучих, священных драконов, диковинных птиц и чудесные цветы. Позже экспортные варианты китайских парадных сервизов из фарфора стали украшаться символикой, характерной для европейских стран, а сам ассортимент фарфоровых изделий пополнился часами, подсвечниками и канделябрами, тазиками для омовений и бритья, кофейниками, специализированными приборами для хранения масла, сахара, сыра, специй и т.п. Основными орнаментами, украшавшими китайские изделия, становятся всевозможные композиции из цветов, изображения зверей и птиц. Начался настоящий «бум» — увлечение Востоком, когда каждый высокопоставленный придворный считал своим долгом иметь среди предметов обихода драгоценные изделия китайского экспорта.

В 1575-97 годах во Флоренции, (во времена правления великого князя Тосканского – Франческо ди Медичи), было начато производство отечественного «фарфора Медичи». Этот фарфор – ни мягкий и не твёрдый – был таким же прозрачным. Как фарфор Китая, но отнюдь не таким же белым. Он был слабо желтоватого цвета и не обладал не столь высоким качеством. Однако начало производства фарфора в Европе было положено.

После «фарфора Медичи» стали открываться и другие его производства во  Флоренции, Франции и Англии, но вплоть до XVIII истинный химический состав китайского твёрдого фарфора, в полной мере обладающего всеми присущими ему свойствами, оставался загадкой.

Позже совместные исследования молодого учёного – Бетгера, содержавшегося под стражей в городе Мейсен, а также исследования другого учёного – физика Эренфрида Вальтер фон Чирнхауза из Саксонии  позволяют Европе совершить настоящий прорыв в области изготовления фарфора, не уступающего по качеству изделиям древних китайцев, на множестве открытых фарфоровых мануфактур. Фарфоровое производство Европы вступило на свой собственный путь, а произведения искусства в виде утончённых фарфоровых статуэток до сей поры притягивают к себе восхищенные взгляды многочисленных посетителей музеев. Но это уже совсем другая история фарфора…

Похожие статьи:

Механизмы и транспортПервый успешный электровертолет E-Volo VC200

Древний мирЗагадочная цивилизация этрусков

Механизмы и транспортЭнергоэкзотика - немыслимые электростанции

Рейтинг: +2 Голосов: 2 3615 просмотров
Комментарии (0)