Александр Малинский25 декабря 2013 - Хазарский каганат: государство-призрак
По свидетельству Ибрагима Ибн Якуба, иудеи вывозили из славянских стран не только воск, меха и лошадей, но, главным образом, славян-военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей для разврата и гаремов. Практиковалась торговля кастрированными славянскими юношами и детьми. Для кастрации иудеи оборудовали в Кафе (Феодосии) специальные заведения. Организованная иудеями массовая торговля рабами-славянами привела к тому, что в языках народов мира того времени слово «славянин» стало ,. синонимом слова «раб».
Все говорят о хазарах, и только хазары ничего не говорят о себе. Быть гложет, их летописи просто не сохранились? А может, не было у них ни письменности своей, ни языка? И все же от могучей страны должно же было хоть что-то остаться — развалины крепостей, захоронения, черепки посуды и т.д.
Археологи копали на Дону, на Волге, на Кавказе — увы, ничего. Словно хазары были не люди — а призраки, а города их, словно мистический Нижегородский город Китеж, бесследно провалились сквозь землю.
Но вот, наконец, в руки историкам попадает письмо хазарского царя Иосифа, в котором говорится: «Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-ган… У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах… Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивзет по пути к Хуверезму .) (Хорезму), доходя до Г-р-гна. Все живущие на берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне—Самандар в конце страны… а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам».
Далее хазарский царь в письме к арабскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту перечисляет подвластные ему племена: «Они многочисленны, как песок. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположение их и местожительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что живу я у устья реки с помощью всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю русов… идти на исмальтян и точно так же врагов их (исмальтян) на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмальтян до Багдада… Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, члю живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находится три города. В одном живет царица; этот город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину).
Во втором городе живут иудеи, христиане и исмальтяне… Он средней величины, имеет длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое пребывание до зимы.
С месяца нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются... И я, мои князья и рабы идем и передвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим до большой реки, называемой В-д-шан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к ее концу...
Таковы размеры нашей области и места наших стоянок, Страна наша не получает много дождей. В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть также в ней нас иного источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников. садов и парков. Все они орошаются из нашей реки...
Я еще сообщаю тебе размеры пределов моей страны… В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Г-р-ганского: в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Уг-ру, в западную сторону на 30 фарсахов пути до реки по имени Бузан и склона реки к морю Г-р-гарскому. Я живу внутри острова, мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью бога всемогущего я живу спокойно».
Многие историки сомневались в подлинности письма хазарского царя Однако в Каире специалисты, как уже упоминалось, обнаруживают письма того самого Хасдаи ибн Шафрута, которому отвечал царь Иосиф. Сановник действительно жил в X веке в Испании, при дворе халифа Абдрахмана III. Более того, эти письма имели прямое отношение к хазарам, и Хасдаи просил императора Византии Константина Багрянородного дать ему корабль, чтобы достичь Хазарии.
Некий адресат из Константинополя отвечает сановнику, что действительно существует страна, «называющаяся ал-Хазар, что между ал-Кунстантинией (Константинополем) и их страной 15 дней пути, но что сухим путем меж ими и нами находится много народов, что имя их царя Иосиф». Корабль выделить они не могут, так как находятся с хазарами в состоянии войны.
Тогда Хасдаи ибн Шафрут посылает свое письмо посуху через всю Европу и, вероятно, таким же образом получает из Хазарии ответ. Письму царя Иосифа можно доверять, многие факты из него подтверждаются русскими, арабскими, армянскими византийскими источниками.
Что же специалисты по изучению Хазарского каганата имеют на сегодняшний день? Совместная экспедиция археологов Астраханского госуниверситета и Института этнологии РАН работала на Самосдельском городище у села Самосделки Камызякского района Астраханской области. Исследователи пришли к выводу, что это городище есть древняя столица Хазарии. Версия идентификации развалин с Итилем была высказана в 2008 году. Астраханские археологи на основании находок на городище предположили, что они нашли исчезнувший Саксин, неоднократно упоминавшийся в старых источниках как важный торговый узел низовья Волги. Абсолютной уверенности в идентификации Саксина у исследователей, конечно, нет, но у них есть интересный косвенный аргумент. Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что этот город стоял на развалинах хазарского Атиля(Итиля), а под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения. Самым сильным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость: ее остатки найдены и идентифицированы. Она была сложена из кирпича, что было царской привилегией, и единственная известная археологам хазарская кирпичная крепость быпа в Саркеле. Радиоуглеродный анализ предполагаемых хазарских слоев на городище указывает на VIII и IX века, что соответствует времени расцвета каганата. Наконец, обнаруженные следы пожара тоже могут косвенно подтвердить исторические сведения о походе киевской дружины князя Святослава во второй половине 960-х годов против хазар.
Хотя доктор исторических наук, профессор В.П. Петрухин утверждает: «Что такое Итиль пока никто не знает. Вероятно, мы докопались до него в ходе исследований в рамках нашего хазарского проекта. Обнаружен древний город в дельте Волги, который может быть столицей. Но пока не найдены надписи, мы не можем утверждать. что это столица Хазарии Итиль. Однако в дельте Волги другого хазарского города нет. Все зависит от того, будут ли средства для продолжения раскопок. Поэтому мы стараемся привлечь внимание, в том числе и прессы, к хазарской проблеме, ибо хазарские памятники интенсивно разрушаются. Если мы не поторопимся, если не начнем действовать в ближайшее время, мы можем так ничего и не узнать».
Рейтинг: +1 Голосов: 1 15855 просмотров |
Комментарии (2)