Александр Малинский1 мая 2014 - «Рупор» атомного века — Сальвадор Дали

article217.jpg
Художник со скандальной репутацией, он активно интересовался ядерной физикой, теорией относительности, механикой, архитектурой, голографией, психологией. Он устроил научный семинар в маленьком испанском городке Фигерасе, и именитые физики выступали с докладами о новых открытиях в здании городского театра — ныне Театре-музее Сальвадора Дали.
 
Взрыв атомной бомбы в августе 1945-го над Хиросимой потряс художника. Начался новый период его творчества, называемый Ядерным Мистицизмом (1949– 1962). Это, по словам мастера, «глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем, абсолютное видение, дарованное благодатью истины и Божьей милостью». Художник стремился понять природу вещей, скрытых сил и законов, которыми они управляются, и даже связал воедино католическую веру с ядерной физикой. Ко времени, предшествующему этому периоду, художник уже был изгнан из общества сюрреалистов из-за нескрываемого интереса к Гитлеру, чья «рыхлая мясистая спина, туго обтянутая тканью», завораживала Дали. Впрочем, его стремление познать фигуру фюрера с сюрреалистической точки зрения, привнося в сюрреализм элементы садизма и религии, было, по его словам, совершенно аполитично.

«Галатея сфер» — одна из наиболее показательных работ периода Ядерного Мистицизма
Считая, что сюрреализм – это он, Дали, а все остальные лишь называются художниками, но на самом деле им нечего сказать, Сальвадор же всегда готов был открывать что-то новое. В его работах грибовидные облака появляются в виде прически, в виде кроны дерева («Три сфинкса острова Бикини», 1947); атом рассекается на части под носом Нерона («Расщепление атома», 1947); рафаэлевская голова распадается на фрагменты, изображая одновременно и образы Мадонны Рафаэля и купола римского Пантеона («Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951). Интересны истории создания этих картин. В картину «Corpus hypercubicus», например, внесла свой вклад фотография кубического кристалла соли, которой Дали одарили молодые ученые-ядерщики.
Расщепление атома, 1947 г. Холст, масло
Расщепление атома, 1947 г. Холст, масло
А способ фотографического изображения Вознесения художник увидел во сне. На обыкновенный горох, высыпающийся из мешочка, направляется яркий луч света, «зерна отделяются друг от друга подобно атомам, представляя собой мельчайшие частички образа; затем изображение переворачивается: благодаря ускорению, объясняющемуся законом гравитации, создаётся впечатление «вознесения».

«Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951 г. Холст, масло
«Взрывающаяся рафаэлевская голова», 1951 г. Холст, масло
Широко известные картины периода сюрреализма с расплавленными мягкими часами, отображающими неделимость пространства и гибкость времени, в период Ядерного Мистицизма подвергаются пересмотру. Так, например, художник создаёт картину «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952–1954), в связи со своими новыми идеями, пересматривая «Постоянство памяти» (1931) и добавляя в мягкий текучий пейзаж фрагментацию блоков и неизменные в тот период творчества носорожьи рога. Появление этого навязчивого образа приходит к художнику после изучения «Рассуждений о кубической форме» Хуана Эрреры, испанского архитектора и учёного.

Эта метафора стала для Дали своего рода логарифмической спиралью. А спираль – это сама основа жизни, то есть наиболее совершенная форма. Движение по спирали обнаруживается в молекуле ДНК, в отпечатках пальцев, в форме галактик, тайфуна, ракушки моллюска, паутины паука, сердцевины подсолнуха. Оно символизирует начало начал, рождение и смерть. Двойная спираль может рассматриваться как проекция двух половинок Мирового Яйца, которое упоминается во многих мифах.

Диван-губы, глаза-картины, нос-камин; парик, вошедший в книгу рекордов Гиннесса – воплощаются в лицо американской актрисы Мей Уэст при съёмке фотоаппаратом через уменьшающую линзу напротив
Считалось, что из него родился мир. Неудивительно, что в совершенной форме яйца Сальвадор Дали видел символ рождения и даже образ Вселенной. Художник заодно придумал легенду, будто он сам появился на свет из яйца. И украсил ими крышу своего Театра-музея. Исследования Дали приводят к созданию совершенного изображения сфер и гармонии их слияния: картине «Галатея со сферами» (1952), одной из показательных работ периода Ядерного Мистицизма. Галатея – морская нимфа из греческой мифологии, а также созданная царем Кипра Пигмалионом статуя идеальной женщины. Лицо и плечи Галы, жены Сальвадора, формируются из сфер, подвешенных в пространстве, уходящих внутрь и делающих всё изображение трёхмерным. Сферы представляют собой неоднородность материи и являются, по сути, атомными частицами.


«Три сфинкса острова Бикини», 1947 г. Холст, масло
Атом был излюбленной пищей для размышления Дали. Материя, распадающаяся на части, подобно взрыву атома, присутствует и в «Мадонне Порт-Льигата» (1949), в которой также был задействован образ Галы, и уже упомянутом «Расщеплении атома». Гала, любимая муза художника и его божество, неизменно появляется на многих полотнах религиозно-мистического плана. Помимо интереса к ядерной физике и теории относительности, Дали увлёкся созданием ювелирных изделий, многие из которых нельзя носить на себе — они являются произведением искусства, а драгоценные камни используются лишь как художественный элемент. Некоторые из них включают довольно сложные механизмы, секрет создания которых был уничтожен вместе с чертежами.

На небольшой площади, перед входом в Театр-музей Дали, возвышается неординарный памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу


Таким механизмом, например, является «Королевское сердце». Оно создано из золота, сапфиров, бриллиантов, изумрудов, рубинов и жемчуга. Но, мало того, оно бьётся, имитируя удары человеческого сердца. Внутри установлен механизм, работающий без остановки и дозаводки. Надо ли говорить, что «бьющееся рубиновое сердце» — подарок для Галы.

«Corpus hupercubicus», 1953–1954 гг.

Театр-музей С.Дали в городе Фигерасе наглядно демонстрирует любовь художника к форме яйца

«Бьющееся рубиновое сердце» — никогда не остановится!
Подобные ювелирные механизмы – «Свет Христа», где маленькая дверца то открывает, то закрывает лик Христа и «Бабочка», которая подергивает крыльями. Сам Дали проектировал, изобретал, выдумывал, но исполнение замыслов практически всегда доверял профессиональным мастерам и только следил за их работой.
 

Лодка, принадлежавшая Гале, ныне возвышается над «Дождливым такси» во внутреннем дворе Театра-музея. Вся конструкция работает, если в специальное отверстие кинуть монетку в 1 евро. В «Дождливом такси» над пассажирами идёт дождь, а чёрный зонт, который вроде бы должен спасать от этого, находится на самом верху конструкции и уже давно не работает

Шахматы, которые создал Дали, вдохновившись формой своих пальцев
 
Великий мистификатор всегда высказывался за постоянство духовного в этом мире, даже при разрушении материального. Казалось бы постоянство и распад — вещи несовместимые? Но не для Дали! Что-то распадается на атомы, что-то создается из них. Возможно, наука когда-нибудь объяснит нам эту диалектику вещей, как пытался ее объяснить Сальвадор Дали.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1382 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)