Александр Малинский13 февраля 2015 - Между Цной и Тверцой
Вышний Волочёк, лежащий на пути из Москвы в Санкт-Петербург, по нынешним меркам совсем невелик, жителей в нем меньше 100 тысяч человек. Зато известность у этого города громкая… На гербе Вышнего Волочка, дарованном ему в 1772 году, изображена груженая лодка. Герб напоминает о важной странице в истории самого города да и всей России: как раз в этих местах проходила первая искусственная водная система, связавшая Волгу с Балтийским морем.
ПОЧЕМУ ВОЛОЧОК НАЗЫВАЕТСЯ ВОЛОЧКОМ?
Если посмотреть на карту, сразу бросится в глаза, что возле Вышнего Волочка близко подходят друг к другу реки Тверца и Цна. Тверца течёт на юг и впадает в Волгу. А русло Цны направлено к северу. Она впадает в озеро Мстино, из которого вытекает река Мста. Плывя по ней, можно, в конечном счёте, добраться до Балтийского моря. С давних времён люди переправляли товары водным путём с Волги на север, однако часть пути — от Тверцы до Цны — с неимоверными усилиями приходилось преодолевать по суше, волоком. Правда, поскольку путь был коротким, волок прозвали ласково — «Волочёк». Отсюда и получил своё название город Вышний Волочёк…
Но когда в 1703 году Пётр I начал строительство Санкт-Петербурга, даже и короткий волок по суше стал досадным препятствием. Городу, выдвинутому далеко на север, требовались строительные материалы, продовольствие, которые должны были поставлять из центра России. Если верить легенде, царь сам прошёл пешком от Цны до Тверцы, намечая трассу будущего канала. В том же 1703 году здесь и начались работы огромного по тем временам размаха. На строительстве под руководством голландских мастеров были заняты 10 тысяч человек. Через пять лет канал длиной около трёх километров и шириной в 15 метров был прорыт, сооружены шлюзы. И весной 1709 года водным путём через город Вышний Волочёк прошли первые суда из Казани.
Правда, довольно скоро выяснилось, что не всё обстоит ладно. Дело в том, что летом Тверца сильно мелеет и становится почти непроходимой для крупных судов. К тому же вскоре один из шлюзов, сооружённых голландцами, занесло песком. Наконец, весной 1718 года шлюзовые ворота на Цне унесло половодьем, и канал вообще перестал действовать. Однако нашёлся человек, который представил Петру I свой проект реконструкции водной системы. Звали его Михаил Иванович Сердюков. К сожалению, знаем мы об этом человеке не так уж много. Известно, что по национальности он был монголом и, волей случая попав в Россию ещё подростком, получил здесь новое, русское, имя. В доме богатого московского купца Михаил Сердюков служил поначалу мальчиком на побегушках, потом стал купеческим приказчиком.
Был он человеком смышлёным, любознательным, умелым, имел склонность к механике. Словом, как раз таким, какие особенно по душе приходились Петру I. Царь встретился с ним случайно, оценил его способности и приписал Сердюкова к новгородскому купечеству, поручив ведение казённых подрядов. Во время строительства канала между Тверцой и Цной Сердюков поставлял строительные материалы. И, надо полагать, присматриваясь к работам на канале, он своим умом дошёл до многих гидротехнических хитростей. Словом, познакомившись с проектом Сердюкова, Пётр отдал ему подряд на все строительные работы. И Сердюков очистил канал от заносов песка, выпрямил русло реки Цны, соорудил новые шлюзы и плотины. Находчивым оказался этот самоучка! Чтобы пропускать суда без задержки даже во время строительства новых Цнинских шлюзов, например, Сердюков использовал временные шлюзы… из рогожи.
Канал перегораживали сплетёнными из неё щитами. А чтобы щиты держались вертикально, снизу к ним прикрепляли груз. Вода накапливалась, потом щиты размыкали, и суда проходили по каналу… Уже год спустя после начала работ, в 1720 году, через Вышний Волочёк прошли за навигацию 1335 судов. И долгие годы после этого гидротехнические сооружения Михаила Сердюкова исправно служили людям и даже… радовали их. Вот что написал позже очевидец: «Во время навигации по каналу в городе суматоха, народ толпит- Железнодорожный вокзал помнит первый поезд, который прошёл по Николаевской железной дороге. ся не только по берегам каналов, но даже на площадях и улицах. Эта суматоха начинается на рассвете дня с барабанным боем. Во время прохода в шлюзные ворота на всём быстром бегу барок поют радостные песни». Но что поделаешь: суда становились всё крупнее, и вышневолоцкие каналы им уже не подходили. В XIX веке была построена гораздо более мощная и совершенная Мариинская водная система, соединившая Волгу с Балтикой. С тех пор каналы Вышнего Волочка опустели, в наши дни кое-где их вода даже подёрнута ряской. Недвижимы тяжёлые ворота, запирающие шлюзы. Но каналы помнят время, когда через город одна за другой шли тяжёлые барки…
ГДЕ КУТУЗОВ ПРИНИМАЛ ДОКЛАД ГЕНЕРАЛА БЕННИГСЕНА
Кроме каналов, в маленьком городке есть и другие достопримечательности. На вид, правда, они довольно скромны, зато помнят многие важные исторические события. Одна из этих достопримечательностей — невысокое здание железнодорожного вокзала, сложенное из красного кирпича. Как известно, в 40-х годах XIX века император Николай I повелел построить железную дорогу между Санкт-Петербургом, тогдашней столицей, и Москвой, которую уважительно называли Первопрестольной столицей. Работы ещё не были завершены, когда в августе 1849 года как раз из Вышнего Волочка на Тверь пошёл первый пробный поезд. Здание вокзала было возведено в городе немного позже. И сегодня оно осталось единственным архитектурным сооружением на всей дороге, сохранившим свой первоначальный облик. А неподалёку от вокзала стоит в Вышнем Волочке ещё более давнее историческое здание — Путевой дворец.
Подобные дворцы с конца XVIII века строили почти во всех городах, лежащих на дороге из Санкт-Петербурга в Москву. В них останавливались на отдых российские императоры, если случалось им путешествовать из одной столицы в другую. Опять-таки, как и вокзал, Путевой дворец в Вышнем Волочке здание весьма скромное.
Но стены его видели не только российских монархов, но и великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Он останавливался в Путевом дворце в 1812 году, получив во время Отечественной войны с французами назначение главнокомандующим и следуя в армию. Как раз здесь будущий победитель Наполеона принимал отчёт от исполняющего обязанности начальника Главного штаба русских армий генерала Беннигсена. А надо ли говорить, что ещё одна из достопримечательностей Вышнего Волочка — двухэтажный дом Михаила Сердюкова, выстроенный в голландском стиле. При Петре I Путевых дворцов ещё не существовало, и царь-реформатор, когда бывал в Вышнем Волочке, всегда останавливался в доме своего любимца — строителя каналов.
РЕПИНСКИЕ МЕСТА
Кстати, водный путь, проложенный Сердюковым, оказался помимо всего прочего необыкновенно живописным. Да и нельзя говорить, что он полностью потерял прежнее значение. Оказывается, и теперь в Вышнем Волочке можно сесть на маленький речной трамвайчик, который сначала пройдёт по Цне, выйдет в озеро Мстино, а затем поплывёт по реке Мсте. Правда, недалеко, пока позволяют условия судоходства. Что увидишь на этом пути? Тихие заводи, живописные островки, маленькие деревеньки по берегам. А ещё то и дело заметишь на берегу человека с этюдником. Эти чудесные места вдохновляли не одно поколение российских художников, в том числе самого Илью Ефимовича Репина, который сказал о них так: «Это же для пейзажиста — земля обетованная, это же сама Россия — вся душа её, вся прелесть, это как песня».
Ещё в 1884 году на берегу озера Мстино неподалёку от Вышнего Волочка была открыта летняя дача для практических занятий студентов Академии художеств. Студенты- художники ездили в ту пору, как известно, на стажировку в Италию. Однако многие итальянским пейзажам предпочитали родные. Вот только некоторые из художников, что работали в этих местах: Н.К. Рерих, П.П. Чистяков, А.А. Рылов, А.И. Куинджи… Словом, даже тот, кто никогда не бывал в этом чудесном уголке России, вполне возможно, уже знаком с ним по полотнам или репродукциям картин. А всё же лучше, конечно, всю эту красоту увидеть собственными глазами. Пройти берегами каналов, побродить по улицам Вышнего Волочка с маленькими старинными домиками, где живут потомки тех людей, что когда-то строили первый в стране искусственный водный путь.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2935 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)