Александр Малинский9 февраля 2015 - Дельфы - храм Аполлона на склонах горы Парнас

article386.jpg
В Греции, без преувеличения, любой камень — исторический памятник. Не говоря уж о многих знаменитых археологических заповедниках, которые стали теперь огромными музеями под открытым небом. На северо-востоке Пелопоннесского полуострова такой музей — это руины города Микены, царём которого во II тысячелетии до нашей эры был Агамемнон.
 
Знатоки истории помнят, что именно Агамемнон возглавлял поход греков на Трою, в котором участвовали его брат Менелай, царь Спарты, Одиссей, царь острова Итака, а также Ахилл, Патрокл, Диомед и многие другие герои, воспетые Гомером в поэме «Илиада». Археологические раскопки в Микенах начал в августе 1876 года не кто иной, как Генрих Шлиман, прославленный немецкий археолог, до этого уже нашедший на берегу Малой Азии саму легендарную Трою.
 
К началу его раскопок Микены уже больше двух тысяч лет представляли собой развалины: в V веке до нашей эры город захватило и разрушило войско соседнего города Аргоса. Но Шлиману и в Микенах удалось сделать замечательные открытия, и теперь в этом древнем городе-музее каждый день бывают тысячи туристов со всего света.  На том же Пелопоннесском полуострове располагается не менее знаменитый древний город-музей — Олимпия. Именно здесь в IX веке до нашей эры впервые состоялись античные Олимпийские игры, которые проводились потом без перерыва раз в четыре года больше тысячи лет.
 
Даже после того как Эллада стала владением Рима, Олимпийские игры продолжались ещё несколько веков. Но к Олимпии время оказалось совсем уж безжалостным: в 426 году, когда Древняя Эллада входила в Римскую империю, город был сожжён по приказу императора Феодосия II, боровшегося с язычеством, а в VI веке, уже после крушения Рима, немногие сохранившиеся сооружения уничтожило землетрясение. Наконец, даже их следы исчезли, скрытые оползнем с соседней горы. Лишь в 1829 году Олимпию заново открыли археологи, а в 70-х годах XIX века начались систематические раскопки, которые продолжаются и поныне.
 
И теперь, разглядывая камни фундаментов спортивных сооружений древности, а также экспонаты Археологического музея, тысячи туристов пробуют представить воочию, что некогда здесь кипели спортивные страсти и что за состязаниями бегунов, борцов, метателей диска, кулачных бойцов, съехавшихся со всех концов Древней Эллады, наблюдали десятки тысяч зрителей, истово переживавших за «своих». А раз в четыре года в Олимпии происходит действо, которое привлекает к городу-музею внимание всего мира: здесь зажигают священный олимпийский огонь, который потом отправляется в путешествие к месту проведения очередных Олимпийских игр. Ну а ещё один прославленный археологический заповедник — Дельфы — лежит к северу от Пелопоннесского полуострова, в Центральной Греции, на склонах горы Парнас.
 
 «Пупом земли» было названо когда-то именно это место. Задавшись однажды целью определить точную середину земли (которая в древности, как известно, была плоской и круглой), Зевс пустил с ее противоположных концов двух орлов. Там, где птицы встретились, для обозначения центра он положил шишковидный камень – омфал. О том, почему всемогущий бог выбрал именно такой, чреватый многими погрешностями способ измерения, легенда умалчивает, однако повествует о том, откуда взялся сам камень. Именно он был проглочен Кроносом вместо спасшегося таким образом от пожирателя-отца новорожденного Зевса и затем изрыгнут вместе со всеми остальными ранее проглоченными олимпийскими богами. Как бы то ни было, и сегодня омфал, тот самый в поговорку вошедший «пуп», можно увидеть здесь – в Дельфах.
 
Согласно мифам Древней Эллады, Парнас был местом обитания бога Аполлона и муз, покровительствующих различным искусствам. В Дельфах же тысячи лет назад возникло святилище в честь Аполлона. Сюда приезжали со всех концов Средиземноморья, чтобы услышать прорицание бога. И не было в Древней Элладе более значимого, священного места, чем Дельфы. Свой насущный вопрос, касающийся будущего, близкого или далёкого, могли задать Аполлону и цари, и полководцы, и любой эллин. Полководцев интересовал исход будущего сражения или похода. Обыкновенного человека — повседневные дела. Древние авторы рассказывают, что каждый, кто приезжал в Дельфы за прорицанием, должен был принести жертву и заплатить положенные деньги.
 
В назначенный час, совершив омовение в священном Кастальском источнике, человек, вопрошающий бога (древние эллины называли такого человека феопропом), входил в храм Аполлона. Прорицание изрекалось устами пифии — жрицы, уединившейся в специальном подземном помещении храма. Жрица восседала на пророческом треножнике рядом с расщелиной в скале, откуда поднимались душные испарения земных недр. Древние греки верили, что жрице, вдыхающей их, открывается будущее. Пифия вела бессвязные речи, которые слушали в соседнем помещении жрецы. Потом они истолковывали их феопропам в стихотворной форме. Прорицания Аполлона оказывались весьма туманными, но в Древней Элладе им свято верили. И если царям, полководцам, просто богатым людям казалось, что прорицание сбылось, они спешили вознаградить Дельфы дарами.
 
Близ храма Аполлона возводили специальные здания — сокровищницы, где хранились золотые и серебряные пожертвования. Другие дары представляли собой статуи, колонны, прочие сооружения. Шло время, Дельфы богатели. Наибольший их расцвет и величие пришлись на VI — IV века до нашей эры. Кроме храма Аполлона и множества сокровищниц, здесь находился амфитеатр на пять тысяч зрителей, а самой высокой точкой Дельф был стадион. В амфитеатре шли театральные представления, а также состязания музыкантов и поэтов. Стадион был местом проведения Пифийских игр. Эти спортивные состязания по значению были в Древней Элладе вторыми после Олимпийских игр, и на них съезжались атлеты со всех концов Греции.
 
Сначала Пифийские игры проводились раз в восемь лет, но начиная с 586 года до нашей эры их стали устраивать раз в четыре года. Словом, Дельфы для всего античного Средиземноморья были священным местом и важнейшим объединяющим центром. Недаром, когда в 548 году до нашей эры древний храм Аполлона сгорел во время большого пожара, средства на строительство нового храма сейчас же пожертвовали не только все греческие города-государства, но и владыки многих других стран. Был среди них и легендарный царь Крёз, богач из богачей, правивший Лидией — государством на территории современной Турции. И всё-таки Дельфы, как и вся Древняя Эллада, завоёванная в конце концов Древним Римом, постепенно приходили в упадок.
 
Затем распалась Римская империя, греческие земли стали частью Византии, которую покорила турецкая Османская империя. Независимость Греция обрела только в 30-х годах XIX века. В конце XIX века, когда в Дельфы пришли археологи, на склонах горы Парнас стояло бедное греческое селение. Его пришлось перенести на новое место, прежде чем учёные начали масштабные раскопки, а вслед за этим и частичную реконструкцию некоторых сооружений. Ну а сегодня Дельфы — огромный музей на склоне горы Парнас. Священная дорога серпантином поднимается в гору мимо огромных камней, остатков фундаментов, но кое-где стоят и колонны, подпирающие портики. Когда-то все эти памятники древности были сокровищницами или другими сооружениями-дарами.
 
Даже в одних их названиях оживает история Древней Эллады — сокровищница афинян, сокровищница беотийцев, сокровищница коринфян, остатки фундамента памятника, возведённого спартанским полководцем Лисандром, сокровищница этрусков. Но от самого храма Аполлона сохранилось немногое. Глядя на камни, трудно представить, что где-то под ними таилось то подземное помещение, где жрица-пророчица слушала прорицания Аполлона. Да и так ли было на самом деле? Описания античных авторов противоречивы, иные неправдоподобны. И тем не менее, здесь, в Дельфах, так и хочется вообразить себя феопропом — ведь любой из нас наверняка бы нашёл для Аполлона вопрос о будущем...
 
Для справки: Греческое слово Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорожденный младенец», «утробный» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка). Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалеку от храма Аполлона находился Пуп Земли. wikipedia.org

Фото к публикации:

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1160 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)