Возможно вам это будет интересно: На сайте http://www.vescos.ru минитрактор уралец 220.

Александр Малинский10 января 2015 - Эскадренный броненосец «Charlemagne»

article370.jpg
Броненосцы этого типа, в отличии от своих предшественников, наконец-то получили артиллерию главного калибра в двухорудийных башнях «британского» образца. Все-таки преимущества этой системы с одним главным калибром оказались предпочтительнее в эскадренном бою, чем возможность сосредоточить огонь большего числа орудий главного калибра в носовых и кормовых секторах обстрела.
 

 Кроме того, 305-мм орудия главного калибра достигли уже такой степени совершенства, что по своей комплексной характеристике «вес снаряда/скорострельность» почти не уступали 274-мм орудиям, устанавливаемым на спонсонах. А установить 305-мм орудия на бортовых спонсонах было невозможно, т.к. зарядные и снарядные погреба оказывались в опасной близости от борта и могли стать легко досягаемыми для вражеских снарядов  — либо требовалось устанавливать очень сложную систему подачи боеприпасов через отсеки, что не позволяло говорить уже о водонепроницаемости переборок (при открытых люках подачи боеприпасов!). Но смирившись с «британской» системой установки орудий главного калибра, французы и не думали отказаться от своей «фирменной» системы расположения артиллерии среднего калибра! Более того, именно уменьшение калибра орудий, расположенных на боковых спонсонах, придало всей этой «французской» системе известную законченность  — меньший калибр и меньшая, соответственно, энергия дульных газов позволяли вести огонь строго по курсу корабля, не беспокоясь о сохранности рядом расположенных надстроек.

«Charlemagne» имели типично «французскую» защиту: два узких броневых пояса по всей длине корпуса и две броневые палубы с многочисленными клетками и коффердамами, заполненными целлюлозой. Поясная броня возвышалась над ватерлинией более чем на один метр  — не уступая по этому показателю разрекламированному «Ройал Соверену». По всем остальным параметрам своей броневой защиты броненосцы этого типа практически не отличались от предшественников.

 Главный калибр броненосцев составляли четыре 305-миллиметровые 40-калиберные пушки образца 1893 года, в двух башнях: носовой и кормовой. Это были первые двухорудийные 305-мм орудийные башни, примененные в французском флоте. Башни вращались электричеством: орудия перезаряжались первоначально из боеукладки в 10 снарядов, расположенных внутри башни, и далее — из погребов, к которым вел бронированный колодец. Скорострельность орудий составляла порядка 1 выстрела в 1 минуту, они запускали 349-кг снаряд с начальной скоростью в 815 м/с.

Вспомогательная артиллерия состояла из десяти скорострельных 138,6-мм орудий. В отличие от предшествующих кораблей, на «Шарлеманях» отказались от башенного расположения. Восемь из десяти орудий стояли в казематах (по четыре на борт) на главной палубе, и еще два — в щитовых установка в центре корпуса. Орудия имели скорострельность до 4-х выстрелов в минуту и высокую дальнобойность. Еще восемь 100-миллиметровых орудий стояли в щитовых установках надстройки.

На предшественнике «Шарле Мартеле» имелся узкий пояс из 460-мм брони, который возвышался над проектной ватерлинией корабля в нормальном грузу лишь на 0,5 м; он перекрывался 70-мм стальной палубой. Над этим поясом имелась только полоса 100-мм брони шириной 1 м, выше которой не было никакой вертикальной защиты. В итоге получалось, что весь надводный борт выше отметки 1,7 м от ватерлинии мог быть превращен огнем современных орудий в решето, сквозь которое уже на углах крена 9° вода могла свободно вливаться внутрь, распространяясь поверх броневой палубы.

Следует отметить, что на «Шарле Мартеле» на 0,9 м ниже защитной 70-мм палубы проходила «отражательная палуба», конструктивно представлявшая собой дальнейший изгиб кверху двойного борта. Ее предназначением являлось задержание осколков при попадании в расположенную выше броневую палубу, отраженных внутрь, а также задержание воды, поступающей через пробоины и трещины в этой палубе. В реальности же расстояние между этими двумя палубами было слишком малым для эффективной задержки осколков. Бертэн желал применить клетчатый пояс между верхней и нижней броневыми палубами при бортовом поясе увеличенной высоты. Клетчатый пояс был применен и на «Charlemagne», что было даже конструктивно более успешным  — из-за применения более прочной брони и соответствующего уменьшения общего веса бронезащиты. Однако поскольку подобное решение требовало дополнительно порядка 3000 т водоизмещения, то полное воплощение идей Бертэна последовало лишь через восемь лет на гораздо более крупных броненосцах класса «Републик». Корабли обладали хорошими мореходными качествами и были весьма экономичными: за час полного хода их машины потребляли всего 10 тонн угля.

Все три броненосца типа «Шарлемань» вошли в состав 3-й эскадры линейных кораблей французского флота. Все три корабля серии к началу Первой мировой войны оставались в строю и несмотря на устарелость, активно использовались в боевых действиях, в частности, в ходе Дарданелльской операции. В ходе операции «Голуа» был тяжело повреждён огнём береговых батарей и был вынужден выброситься на мель, чтобы избежать потопления. Броненосец удалось отремонтировать и ввести в строй, но уже в следующем году он был потоплен германской подводной лодкой. Два других корабля пережили войну; «Шарлемань» был продан на слом вскоре после её окончания, в 1920 году, тогда как «Сен-Луи» оставался в строю до 1930-х годов и был продан на слом лишь в 1933 году, один из последних среди кораблей своего класса.

 

Эскадренный броненосец «Charlemagne», Франция, 1895г.
Водоизмещение  — 11280 т; Длина  — 117,5 м;
Ширина  — 20,3 м; Осадка  — 8,4 м.
Механизмы и машины  — 20 «водотрубных» котлов системы Бельвиля, 3 ПМ тройного расширения.
Мощность ПМ  — 15000 л.с. Скорость хода  — 18,0 уз.
Дальность плавания  — 4000 миль; Запас угля  — 1080 тонн.
Бронирование (гарвеевская броня): главный пояс  — 230…370 мм; верхний пояс  — 100 мм; каземат  — 75 мм; рубка  — 330 мм; башни ГК  — 380 мм; палуба  — 40…90 мм.
Вооружение: 4х305-мм, 10х138-мм, 8х100-мм, 20х47-мм, 2х37-мм, 4х450-мм торп.ап. Экипаж  — 665 чел.
Всего построено: 3 («Charlemagne», «Gaulois», «Saint Louis»)

Заложен 14 июля 1894 г. на верфи ВМФ в г.Брест (Brest shipyard), спущен на воду 17 октября 1895 г., в строю с декабря 1899г.

«Gaulois» — заложен 01.1896 г. (верфь ВМФ; Брест (Brest shipyard)), спущен 8.10.1896 г., в строю с декабря 1899 г. Погиб 27 декабря 1916 г.

«Saint Louis» — заложен 28 марта 1895г (верфь ВМФ; Лорьян (Lorient shipyard), спущен 8 сентября1896, в строю с 1 сентября 1900г.


В годы Первой мировой войны действовал в восточном Средиземноморье, участвовал в Дарданелльской операции, обстреливал турецкие позиции в Сирии и Палестине. В 1917 г. был частично разоружен, в 1918г. выведен в резерв и поставлен на прикол в Порт-Саиде. После войны служил плавучей казармой в Тулоне. Сдан на слом в 1934 году.


К 1914 г., броненосцы серии безнадежно устарели, но активно действовали на Средиземном море в годы войны. Все три участвовали в Дарданелльской операции, в ходе которой «Gaulois» получил 18 марта 1915 года тяжелые повреждения от попавшего в подводную часть корпуса снаряда с турецкой береговой батареи. Ему пришлось выброситься на берег. Корабль удалось стащить на воду и отремонтировать, но через полтора года он погиб в Эгейском море от торпеды германской подводной лодки UB-47. Два других были сданы на слом в 1920 году.

 

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1965 просмотров
Комментарии (0)