3 апреля 2014 - Молчание Балаклавы
Холодная война — это, наверное, главный виновник рождения безумных военных проектов. Бессмысленное строительство бункеров, вырубание целых горных массивов, закрытые от внешнего мира города, громаднейшие финансовые вложения. И все это ради того, чтобы сейчас быть совершенно ненужным.
В середине прошлого столетия Советский Союз запустил проект, за посещение которого агенты всех мировых разведок готовы отдать многое. Объект под кодом 825ГТС поражал своей мощью и масштабностью и был тщательно засекречен. Даже местные жители не подозревали о его существовании. Чудо инженерной техники рассекретили после развала СССР. Этим чудом был подземный завод для укрытия и ремонта подводных лодок.
Мысль о строительстве подземных укрытий для субмарин возникла еще в 30-х годах. Реализовать ее помешала война. После окончания ВОВ, идея возникла снова. Памятуя о ядерных бомбардировках Японии, советское руководство приняло решение о строительстве сверхнадежных убежищ для боевых флотских кораблей. Если возникнет опасность ядерного удара, вероятность которого была очень велика в силу наступившей «холодной войны» и мощного наращивания ядерного потенциала, то нужно обеспечить сохранность боевых субмарин.
Выбор остановили на непримечательной Балаклаве, которая лишилась городского статуса и стала частью Севастополя. С 1953 года и до самого распада великой страны Балаклава была закрыта для простых граждан, а жители города давали подписку о неразглашении информации о городе и места своего проживания. Выбор Балаклавы для строительства не был случаен. Здесь самая удобная, глубокая и узкая бухта Черного моря для швартовки. Вход в бухту состоит из нескольких поворотов скалистого берега, поэтому гавань не видна из открытого моря. Укрытием секретного подземного объекта стала гора Таврос,
Объект 825ГТС лидирует в списке самых больших рассекреченных военных объектов в мировом масштабе. О грандиозности сооружения говорят размеры задействованных площадей: общая площадь завода – 5000 кв.м., площадь подземной поверхности воды – 3000 кв.м. Горожане не подозревали об истинном предназначении объекта, ведь под аббревиатурой ГТС подразумевалась работа городской телефонной станции.
График работы состоял из четырех смен. Вход был замаскирован, изготовленной на заказ сетью с кусками горных камней. Верхний канал в горе был закрыт крышей, с располагавшимися там для маскировки бараками и домиками. Использовались все маскировочные возможности для того, чтобы строительство не было обнаружено вражескими разведками ни с самолета, ни с противоположного берега бухты. Вход в тоннель круглосуточно охраняли сорок семь охранников. Объект был засекречен настолько, что люди, работавшие на нем, даже не догадывались, что рядом работает сосед по лестничной клетке из его дома. Проверки отделов КГБ проводились не реже одного раза в два месяца.
Завод был полностью изолирован от внешнего мира. Он был снабжен автономной подачей воздуха, подземными рельсовыми путями, водяными и топливными магистралями, дизельными генераторами. Здесь были созданы все условия для полноценной жизни, как личного состава субмарин, так и сотрудников завода. Были построены ванные и туалетные комнаты, кухни, столовые, комнаты отдыха, противоатомные убежища.
В начале 60-х годов Н.С.Хрущев принял решение о сокращении в Вооруженных Силах СССР. Он провел инспекцию Черноморского флота, посетив Севастополь. Грандиозность и универсальность подземного сооружения были им оценены несколько своеобразно. Он приказал переделать все под… винные склады, едва не перечеркнув дальнейшую возможность существования стратегического комплекса. Но Главнокомандующему ВМС СССР удалось отговорить Хрущева от проведения этой хозяйственной инициативы, и достроить объект, согласно первичному предназначению. Убежище вмещало от семи до четырнадцати подлодок в зависимости от класса и почти 3000 человек. Оно могло выдержать ядерный удар в пять раз больший, чем удар по Хиросиме. При возникновении ядерной опасности весь объект наглухо блокировали противоатомные ворота весом в 120 тонн.
Субмарины заходили на завод только ночью в полной темноте. Из дока спускали воду и рабочие, обслуживающие лодку, стояли по колено в живой рыбе. Иногда над горой можно было увидеть поднимающийся дымок. Это рабочие коптили рыбу прямо на заводе. Не пропадать же добру. По вьющемуся дымку можно было догадаться, что очередная подлодка встала на ремонт.
С распадом Советского Союза основной состав подлодок был выведен в Россию. В 1994 году последняя лодка покинула объект 825ГТС. Весь атомный арсенал был вывезен, секретное оборудование демонтировано, завод взяла на свой баланс районная администрация Балаклавы. Администрация города превратила его в склад для хранения вышедших из обращения советских рублей и украинских купонов. Объект был оставлен без охраны, чем и воспользовались мародеры. Было похищено и унесено все, начиная от чугунных крышек, которые перекрывали входы в смотровые люки, коммуникационные колодцы, технологические шахты и другие переходы. Завод стал открытым для всех в прямом смысле. Сюда можно было въехать и на грузовике, и на небольшом подъемном кране. В течение 10 бесхозных лет объект растаскивали по частям, демонтируя все, что могло бы принести хоть какие-то деньги.
Иностранные туристы, бывая в Балаклаве, не верят в то, что подобное сооружение было создано руками советских людей. Они, подобно влюбленной молодежи, выцарапывают на бетонных стенах завода свои имена. Вот такой печальный конец самой засекреченной «городской телефонной станции».
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2400 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)