Александр Малинский22 декабря 2013 - «Сапсан» - курс на ускорение

Правда, к 1973 году удалось выпустить на Рижском вагоностроительном заводе в двух экземплярах поезд ЭР-200. В разработке и создании электропоезда участвовали коллективы более 50 заводов и НИИ. Однако устранение технических огрехов и испытаний затянулись Только в 1984 году два поезда ЭР200 стали курсировать между Москвой и Петербургом по расписанию.

Однако и на этот раз грандиозным планам не суждено было сбыться: в условиях распада СССР и краха экономики было не до развития железных дорог. Таким образом, ЭР-200 стал первым и единственным советским скоростным поездом, который на отдельных участках мог развивать скорость 200 км/ч. И это была маленькая, но все же победа.
ВМЕСТО «СОКОЛА» — «САПСАН»
После перестройки в 90-х годах в конструкторском бюро «Рубин» (ведущее советское и российское предприятие в области проектирования подводных лодок) совместными усилиями 60 предприятий разрабатывался, строился и испытывался отечественный поезд «Сокол-250». Предполагалось. что он станет промежуточным перед созданием более скоростного поезда «Сокол-350» (250. 350 — максимальная скорость разрабатываемых поездов).
Однако во время презентации «Сокола» в 2001-02 годах государственная комиссия обнаружила 25 недостатков. Среди них — перегрев тормозных дисков, отсутствие требуемой герметичности вагонов, повышенные уровни шума, подвижность воздуха на пассажирских местах и т.п. Комиссия пришла к заключению, что вводить в эксплуатацию с пассажирами поезд «Сокол» категорически нельзя.

В 2006 году ОАО «РЖД» и немецкий машиностроительный концерн Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке 8 высокоскоростных поездов. способных развивать скорость до 250 км/ч (в дальнейшем — до 330 км/ч), а также об их сервисном обслуживании на 30 лет. И уже через два года — в конце 2008-го — немецкая компания представила в Санкт-Петербурге электропоезд «Сапсан» (назван в честь самой быстрой птицы, способной летать со скоростью 250 км/час).
Регулярное рейсы «Сапсанов» между Петербургом и Москвой начались 17 декабря 2009 года. Минимальное время поездки между двумя столицами теперь составляет 3 часа 45 минут (на обычном поезде — 8-10 часов). А летом 2010 года детище Siemens пустили по маршруту Москва — Нижний Новгород (время в пути — 3 часа 55 минут).
«САПСАНЫ» ПОЛЕТЯТ В СИБИРЬ
«Сапсан» относится к серии высокоскоростных поездов Velaro. производимых компанией Siemens AG. Преимущество платформы Velaro состоит, прежде всего, в технологии размещения тягового оборудования под вагонами, за счет чего количество мест для пассажиров увеличивается на 20%. Поезда Velaro прошли испытание временем — Siemens уже давно их поставляет в Испанию и Китай.

В настоящее время разрабатываются планы запуска «Сапсанов» в направлении Казани. Самары, Сочи и Курска, а в перспективе — между Новосибирском. Красноярском и Омском. Прорабатывается возможность скоростного сообщения до Киева. Крыма и Адлера. Учитывая масштабы нашей страны. Siemens и РЖД обсуждают варианты поставки «Сапсанов» со спальными вагонами. В преддверии Олимпийских игр в Сочи ппанируется пустить их от Москвы до Сочи, чтобы перевозить людей за 18 часов (сейчас путь от Москвы до Сочи занимает в 2 раза больше времени).
Поезда «Аллегро» относятся к семейству двухсистемных (могут работать на постоянном и переменном токе) поездов Pendolino производства французской машиностроительной компании Alstom. В конструкции поезда использована технология наклона кузова до 8 градусов (так называемая технология Pendolino — от итал. «маятник»), что позволяет во время прохождения поездом поворотов не снижать скорость, как это происходит с обычными поездами.
В конце 2012 года будет запущен скоростной электропоезд нового поколения «Ласточка» на маршруте «Москва — Ярославль». «Ласточки» будут производиться на системе тяги немецких поездов Desiro. которые делает немецкий концерн Siemens, уже поставляющий нам «Сапсаны». РЖД подписали контракт на поставку 38 электропоездов Siemens Desiro Rus стоимостью 410 мпн евро. Ожидается, что «Ласточки» будут активно использоваться во время Олимпиады в Сочи. Поезда Desiro способны развивать скорость до 160 км/ч. Поезда Desiro ездят по десятку европейских стран, но там они используются, как правило, в качестве пригородных.
Кроме того, сегодня на стадии обсуждения находится мега-проект высокоскоростной железнодорожной магистрали на небольшом удалении от существующей железной дороги между Петербургом и Москвой. В этом году РЖД планирует провести тендер на строительство. По новой дороге хотят пустить поезда. которые будут достигать скорости 400 км/ч и преодолевать расстояние между Москвой и Петербургом за 2.5 часа. Ожидается, что в сутки курсировать между городами будут 42-е пары французских высокоскоростных поездов Alstom. Поезд AGV
Предполагается, что в обозримом будущем в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог. Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году (вроде известного японского «Синкансэна») — стратегический проект РЖД. Особенно усилились амбиции железнодорожников после того, как стало известно, что в 2018 году чемпионат мира по футболу будет проходить в нашей стране.

В 2010 году в Петербурге на транспортной конференции был подписан протокол о намерениях по строительству высокоскоростной железной дороги «Екатеринбург — Москва». Предполагается, что магистраль протяженностью свыше 2 тыс. км будет соединять Москву. Владимир. Нижний Новгород. Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов уральского региона — Перми. Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Скорость движения по магистрали должна достигать 400 км/ч. Таким образом, из Москвы до Екатеринбурга можно будет доехать за 6 часов. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали «Екатеринбург — Москва» оценивается в астрономическое число — 2.5 триллиона рублей.
В конце 2012 года будет запущен скоростной электропоезд нового поколения «Ласточка» на маршруте «Москва — Ярославль». «Ласточки» будут производиться на системе тяги немецких поездов Desiro. которые делает немецкий концерн Siemens, уже поставляющий нам «Сапсаны». РЖД подписали контракт на поставку 38 электропоездов Siemens Desiro Rus стоимостью 410 млн евро. Ожидается, что «Ласточки» будут активно использоваться во время Олимпиады в Сочи. Поезда Desiro способны развивать скорость до 160 км/ч. Поезда Desiro ездят по десятку европейских стран, но там они используются, как правило, в качестве пригородных.
Кроме того, сегодня на стадии обсуждения находится мега-проект высокоскоростной железнодорожной магистрали на небольшом удалении от существующей железной дороги между Петербургом и Москвой. В этом году РЖД планирует провести тендер на строительство. По новой дороге хотят пустить поезда. которые будут достигать скорости 400 км/ч и преодолевать расстояние между Москвой и Петербургом за 2.5 часа. Ожидается, что в сутки курсировать между городами будут 42-е пары французских высокоскоростных поездов Alstom. Поезд AGV производства Alstom — мировой рекордсмен среди рельсовых поездов. В апреле 2007 года на показательных испытаниях он пронесся со скоростью 574,8 км/ч (на YouTube есть видео).

Кстати, следует различать понятия скоростного и высокоскоростного поезда, хотя часто граница между ними размыта. В нашей стране к высокоскоростным относят поезда, курсирующие со скоростью свыше 200 км/ч. а к скоростным — 140-200 км/ч. Таким образом, в связи с приходом высокоскоростного поезда «Сапсан» снятые с эксплуатации поезда «Аврора», «Невский экспресс» и ЭР-200 сообщением «Москва — Санкт-Петербург и являлись просто скоростными. Причем водораздел между скоростными и высокоскоростными постоянно повышается. Например, в Японии к последним уже относят поезда со скоростями не ниже 250 км/ч.
БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ!..
Впервые в мире регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии. В этой стране в середине 50-х резко обострилась транспортная ситуация, что было связано с высокой интенсивностью пассажирских перевозок между крупнейшими городами страны, особенно между Токио и Осака. Так родилась первая в мире высокоскоростная магистраль «Токайдо-синкаисэн» между двумя японскими городами, которая позже стала частью «Синкансэн» (от яп. «новая магистраль») — сетью железных дорог в Японии.
«Синкансэн» был и остается визитной карточкой Японии и предметом гордости. Некоторые японцы каждый день ездят на работу за 300-500 км. а то и 1000 км (!) I от дома, затрачивая на это времени не больше, чем житель пригорода Петербурга. добирающийся на автомобиле на Невский проспект. Вы можете представить аналогичную ситуацию у нас. чтобы, скажем. житель Пскова каждый день ездил на работу в Петербург?

Теперь почти во всех европейских странах курсируют скоростные и высокоскоростные поезда. Западная Европа, включая Великобританию, объединена в единую высокоскоростную железнодорожную сеть.

Зато настоящий бум высокоскоростного железнодорожного строительства сегодня наблюдается в Поднебесной. В этом можно убедиться, хотя бы набрав в Гугле фразу «китайские скоростные поезда». По показателю протяженности высокоскоростных железных дорог Китай вырвался в мировые лидеры. Суммарная протяженность высокоскоростной сети уже перевалила за 7 тыс. км. Планируется, что к 2012 году их будет уже 13 тыс. км. В Китае уже курсирует 337 поездов со скоростями 300-350 км/ч. В конце прошлого года Китай начал разработку суперскоростного поезда, который будет перевозить пассажиров со скоростью 500 км/ч. А в Шанхае уже функционирует первый в мире коммерческий маглев.
Маглев (магнитная левитация) — это поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса, а левитирует за счет отталкивания одинаковых магнитных полюсов и. наоборот. притягивания противоположных полюсов. Шанхайский маглев соединяет метро с аэропортом. Разгоняясь до скорости 431 км/ч, он преодолевает расстояние 30 км за 7 минут. В марте прошлого года министерство железных дорог Китая приняло решение продлить эту линию на 180 км до соседнего города.

Но технический прогресс уже двинулся дальше маглева. В планах инженеров пустить поезда на магнитной подушке внутри герметичных труб в вакууме или сильно разреженном воздухе. Отсутствие воздушного сопротивления позволит разогнаться до скоростей 6-8 тыс. км/ч. что превышает в несколько раз скорость современных пассажирских самолетов. Сама же идея вакуумных поездов не нова: ровно сто лет назад в США один из пионеров современной ракетной техники Роберт Годдард, будучи студентом, разработал детальные прототипы поезда, двигающегося со средней скоростью 1600 км/ч. В те же годы независимо от американского коллеги отечественный физик Борис Вейнберг написал книгу «Движение без трения. Безвоздушный электрический путь». Проект рельсового поезда в подземном туннеле с пониженным давлением воздуха планирует к 2020 году осуществить Китай. Предполагается, что поезд будет способен развивать скорость около 1000 км/ч. А в Швейцарии всерьез раздумывают над Свиссметро — проектом системы национального вакуумного метро.
Пока развиваться технологиям будущего мешают в основном соображения экономической целесообразности, а также технические возможности существующей железнодорожной сети. Но технический прогресс, как уже было сказано выше, не стоит на месте. Глядишь, не за горами времена, когда мы, живя в Петербурге, будем ездить на работу в Москву, а на обратном пути успевать заезжать к друзьям в Новгород на вечерний ужин. Какой же русский не любит быстрой езды?
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4985 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)