Александр Малинский22 декабря 2013 - «Сапсан» - курс на ускорение

article93.jpg Россию по праву можно назвать железнодорожной державой. Ни в одной стране мира железнодорожные перевозки пассажиров и грузов не играют такую важную роль, как у нас. В России эксплуатируется 66 тыс. км путей — ими можно обогнуть экватор два раза. По этому показателю мы занимаем второе место в мире после США. а по длине электрифицированных дорог — первое место. Учитывая нашу огромную территорию, России давно уже надо было развивать скоростное железнодорожное сообщение, чтобы сделать города «ближе» друг к другу Однако только в конце 2009 года у нас появились высокоскоростные поезда. В чем же причина? И каково настоящее и будущее высоких скоростей российских поездов на фоне успехов других стран? В 60-х годах советское правительство было озадачено не только покорением космоса, но и идеями увеличения скоростей поездов, курсировавших по необъятным просторам СССР. Министерство путей сообщения выпустило тогда поручение, согласно которому к середине 70-х инженеры должны были разработать проект высокоскоростной железной дороги «Центр — Юг». Планировалось к началу 90-х пустить скоростные поезда от Москвы до Харькова с ответвлениями на Симферополь и Ростов-на-Дону. Максимальная скорость поездов должна была составлять 250 км/ч. Также были планы увеличения скоростей экспрессов между Москвой и Ленинградом. К сожалению, колоссальные расходы на космическую отрасль и резко возросшие объемы грузовых перевозок по стране похоронили амбициозные планы.

Правда, к 1973 году удалось выпустить на Рижском вагоностроительном заводе в двух экземплярах поезд ЭР-200. В разработке и создании электропоезда участвовали коллективы более 50 заводов и НИИ. Однако устранение технических огрехов и испытаний затянулись Только в 1984 году два поезда ЭР200 стали курсировать между Москвой и Петербургом по расписанию.

Позже о развитии железнодорожного транспорта вспомнили лишь в середине 80-х. В 1986 году Советский Союз присоединился к Европейскому Соглашению о магистральных железнодорожных линиях, а в 1987 году министерство путей сообщения издало указание по возобновлению работ по проблеме высокоскоростного пассажирского движения. Через год была утверждена программа «Высокоскоростной экологический чистый транспорт», предусматривающая создание железнодорожного транспорта на магнитном подвешивании. Магистраль «Центр — Юг» теперь имела направление на Ленинград. Москву. Крым и Кавказ. А к концу 90-х планировалось построить новую железную дорогу от Москвы до Ленинграда с ответвлением в Великий Новгород.
Однако и на этот раз грандиозным планам не суждено было сбыться: в условиях распада СССР и краха экономики было не до развития железных дорог. Таким образом, ЭР-200 стал первым и единственным советским скоростным поездом, который на отдельных участках мог развивать скорость 200 км/ч. И это была маленькая, но все же победа.
 
ВМЕСТО «СОКОЛА» — «САПСАН»
После перестройки в 90-х годах в конструкторском бюро «Рубин» (ведущее советское и российское предприятие в области проектирования подводных лодок) совместными усилиями 60 предприятий разрабатывался, строился и испытывался отечественный поезд «Сокол-250». Предполагалось. что он станет промежуточным перед созданием более скоростного поезда «Сокол-350» (250. 350 — максимальная скорость разрабатываемых поездов).

Однако во время презентации «Сокола» в 2001-02 годах государственная комиссия обнаружила 25 недостатков. Среди них — перегрев тормозных дисков, отсутствие требуемой герметичности вагонов, повышенные уровни шума, подвижность воздуха на пассажирских местах и т.п. Комиссия пришла к заключению, что вводить в эксплуатацию с пассажирами поезд «Сокол» категорически нельзя.

Увы и ах — страна, которая построила космический корабль для отправки первого человека в космос, так и не смогла построить рабочий высокоскоростной поезд. Россия решила закупить немецкие «Сапсаны».

В 2006 году ОАО «РЖД» и немецкий машиностроительный концерн Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке 8 высокоскоростных поездов. способных развивать скорость до 250 км/ч (в дальнейшем — до 330 км/ч), а также об их сервисном обслуживании на 30 лет. И уже через два года — в конце 2008-го — немецкая компания представила в Санкт-Петербурге электропоезд «Сапсан» (назван в честь самой быстрой птицы, способной летать со скоростью 250 км/час).

Регулярное рейсы «Сапсанов» между Петербургом и Москвой начались 17 декабря 2009 года. Минимальное время поездки между двумя столицами теперь составляет 3 часа 45 минут (на обычном поезде — 8-10 часов). А летом 2010 года детище Siemens пустили по маршруту Москва — Нижний Новгород (время в пути — 3 часа 55 минут).

«САПСАНЫ» ПОЛЕТЯТ В СИБИРЬ
«Сапсан» относится к серии высокоскоростных поездов Velaro. производимых компанией Siemens AG. Преимущество платформы Velaro состоит, прежде всего, в технологии размещения тягового оборудования под вагонами, за счет чего количество мест для пассажиров увеличивается на 20%. Поезда Velaro прошли испытание временем — Siemens уже давно их поставляет в Испанию и Китай.

Версия поездов для России Velaro RUS («Сапсан») имеет свои отличия. Например, воздухозаборники разместили на крышах вагонов, поезда способны работать при температуре от плюс 40 до минус 50 градусов, а вагоны шире европейских на 30 см из-за широкой российской колеи. Максимальная конструктивная скорость поезда составляет 350 км/ч, однако на российских дорогах скорость поезда не может превышать 250 км/ч. При этом большую часть пути «Москва — Санкт-Петербург» поезд следует со скоростью, не превышающей 200 км/ч. и только на участке между Окуловкой и Малой Вишерой иногда разгоняется до 250 км/ч. А на маршруте и Москва — Нижний Новгород» пока «Сапсан» не мчится со скоростью выше 160 км/ч.

В настоящее время разрабатываются планы запуска «Сапсанов» в направлении Казани. Самары, Сочи и Курска, а в перспективе — между Новосибирском. Красноярском и Омском. Прорабатывается возможность скоростного сообщения до Киева. Крыма и Адлера. Учитывая масштабы нашей страны. Siemens и РЖД обсуждают варианты поставки «Сапсанов» со спальными вагонами. В преддверии Олимпийских игр в Сочи ппанируется пустить их от Москвы до Сочи, чтобы перевозить людей за 18 часов (сейчас путь от Москвы до Сочи занимает в 2 раза больше времени).
 
Еще одно перспективное направление для развития высокоскоростного движения — в сторону Европы. В течение этого года Россия и Латвии договорятся об организации высокоскоростного железнодорожного движения. А в декабре 2010 года уже поехал поезд «Allegro» по маршруту «Санкт-Петербург — Хельсинки», который сократил время в пути с 6 до 3,5 часов. Скорость передвижения — до 220 км/ч по территории Финляндии и до 200 км/ч по территории России.

Поезда «Аллегро» относятся к семейству двухсистемных (могут работать на постоянном и переменном токе) поездов Pendolino производства французской машиностроительной компании Alstom. В конструкции поезда использована технология наклона кузова до 8 градусов (так называемая технология Pendolino — от итал. «маятник»), что позволяет во время прохождения поездом поворотов не снижать скорость, как это происходит с обычными поездами.

В конце 2012 года будет запущен скоростной электропоезд нового поколения «Ласточка» на маршруте «Москва — Ярославль». «Ласточки» будут производиться на системе тяги немецких поездов Desiro. которые делает немецкий концерн Siemens, уже поставляющий нам «Сапсаны». РЖД подписали контракт на поставку 38 электропоездов Siemens Desiro Rus стоимостью 410 мпн евро. Ожидается, что «Ласточки» будут активно использоваться во время Олимпиады в Сочи. Поезда Desiro способны развивать скорость до 160 км/ч. Поезда Desiro ездят по десятку европейских стран, но там они используются, как правило, в качестве пригородных.

Кроме того, сегодня на стадии обсуждения находится мега-проект высокоскоростной железнодорожной магистрали на небольшом удалении от существующей железной дороги между Петербургом и Москвой. В этом году РЖД планирует провести тендер на строительство. По новой дороге хотят пустить поезда. которые будут достигать скорости 400 км/ч и преодолевать расстояние между Москвой и Петербургом за 2.5 часа. Ожидается, что в сутки курсировать между городами будут 42-е пары французских высокоскоростных поездов Alstom. Поезд AGV

РОССИЙСКИЙ «СИНКАНСЭН»
Предполагается, что в обозримом будущем в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог. Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году (вроде известного японского «Синкансэна») — стратегический проект РЖД. Особенно усилились амбиции железнодорожников после того, как стало известно, что в 2018 году чемпионат мира по футболу будет проходить в нашей стране.

Скоростные поезда должны связать Москву с городами центральной России, где будут проходить матчи. Возможно, финансовые вливания на развитие железных дорог перепадут сибирякам и дальневосточникам. Однако готовых технологий строительства скоростных путей в России нет. Скорее всего, придется привлекать к работам французов и японцев, у которых есть большой опыт, или вовсе китайцев, которые, между прочим, демонстрируют небывалые успехи в этой области (об этом речь пойдет ниже).

В 2010 году в Петербурге на транспортной конференции был подписан протокол о намерениях по строительству высокоскоростной железной дороги «Екатеринбург — Москва». Предполагается, что магистраль протяженностью свыше 2 тыс. км будет соединять Москву. Владимир. Нижний Новгород. Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога будет иметь ответвления до крупных городов уральского региона — Перми. Уфы, Челябинска, Тюмени и Нижнего Тагила. Скорость движения по магистрали должна достигать 400 км/ч. Таким образом, из Москвы до Екатеринбурга можно будет доехать за 6 часов. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали «Екатеринбург — Москва» оценивается в астрономическое число — 2.5 триллиона рублей.

В конце 2012 года будет запущен скоростной электропоезд нового поколения «Ласточка» на маршруте «Москва — Ярославль». «Ласточки» будут производиться на системе тяги немецких поездов Desiro. которые делает немецкий концерн Siemens, уже поставляющий нам «Сапсаны». РЖД подписали контракт на поставку 38 электропоездов Siemens Desiro Rus стоимостью 410 млн евро. Ожидается, что «Ласточки» будут активно использоваться во время Олимпиады в Сочи. Поезда Desiro способны развивать скорость до 160 км/ч. Поезда Desiro ездят по десятку европейских стран, но там они используются, как правило, в качестве пригородных.

Кроме того, сегодня на стадии обсуждения находится мега-проект высокоскоростной железнодорожной магистрали на небольшом удалении от существующей железной дороги между Петербургом и Москвой. В этом году РЖД планирует провести тендер на строительство. По новой дороге хотят пустить поезда. которые будут достигать скорости 400 км/ч и преодолевать расстояние между Москвой и Петербургом за 2.5 часа. Ожидается, что в сутки курсировать между городами будут 42-е пары французских высокоскоростных поездов Alstom. Поезд AGV производства Alstom — мировой рекордсмен среди рельсовых поездов. В апреле 2007 года на показательных испытаниях он пронесся со скоростью 574,8 км/ч (на YouTube есть видео).

Наполеоновских планов по запуску высокоскоростного железнодорожного сообщения между Центральной Россией и Дальним Востоком пока нет. однако скоростные поезда между городами на Дальнем Востоке все же могут появиться в ближайшем будущем. Так, Китай намерен вложить 10 млрд долларов в строительство скоростной железной дороги между Владивостоком и Хабаровском.
Кстати, следует различать понятия скоростного и высокоскоростного поезда, хотя часто граница между ними размыта. В нашей стране к высокоскоростным относят поезда, курсирующие со скоростью свыше 200 км/ч. а к скоростным — 140-200 км/ч. Таким образом, в связи с приходом высокоскоростного поезда «Сапсан» снятые с эксплуатации поезда «Аврора», «Невский экспресс» и ЭР-200 сообщением «Москва — Санкт-Петербург и являлись просто скоростными. Причем водораздел между скоростными и высокоскоростными постоянно повышается. Например, в Японии к последним уже относят поезда со скоростями не ниже 250 км/ч.

БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ, БЫСТРЕЕ!..
Впервые в мире регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии. В этой стране в середине 50-х резко обострилась транспортная ситуация, что было связано с высокой интенсивностью пассажирских перевозок между крупнейшими городами страны, особенно между Токио и Осака. Так родилась первая в мире высокоскоростная магистраль «Токайдо-синкаисэн» между двумя японскими городами, которая позже стала частью «Синкансэн» (от яп. «новая магистраль») — сетью железных дорог в Японии.

«Синкансэн» был и остается визитной карточкой Японии и предметом гордости. Некоторые японцы каждый день ездят на работу за 300-500 км. а то и 1000 км (!) I от дома, затрачивая на это времени не больше, чем житель пригорода Петербурга. добирающийся на автомобиле на Невский проспект. Вы можете представить аналогичную ситуацию у нас. чтобы, скажем. житель Пскова каждый день ездил на работу в Петербург?

В начале 80-х высокоскоростные поезда стали курсировать во Франции. Первая линия была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом. Сегодня французская сеть электропоездов TGV (от фр. Train Grande Vitesse — скоростной поезд) охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции. Некоторые соседние страны, в том числе Бельгия. Италия и Швейцария, построили свои линии TGV и подключили их к французской сети. Поезда TGV способны двигаться со скоростями до 320 км/ч.

Теперь почти во всех европейских странах курсируют скоростные и высокоскоростные поезда. Западная Европа, включая Великобританию, объединена в единую высокоскоростную железнодорожную сеть.

Кстати, несмотря на то что больше всего железных дорог в США. высокоскоростное железнодорожное сообщение там практически не развивается. Америка — автомобильная держава. Жизнь без автомобиля в этой стране немыслима, поэтому железнодорожное передвижение непопулярно. Пассажирские поезда Acela Express фактически являются единственными высокоскоростными поездами на американском континенте. Они курсируют на северо-востоке США от Вашингтона через Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк до Бостона. Максимальная скорость составляет 240 км/ч, хотя курсируют они обычно со скоростями 140-160 км/ч.

Зато настоящий бум высокоскоростного железнодорожного строительства сегодня наблюдается в Поднебесной. В этом можно убедиться, хотя бы набрав в Гугле фразу «китайские скоростные поезда». По показателю протяженности высокоскоростных железных дорог Китай вырвался в мировые лидеры. Суммарная протяженность высокоскоростной сети уже перевалила за 7 тыс. км. Планируется, что к 2012 году их будет уже 13 тыс. км. В Китае уже курсирует 337 поездов со скоростями 300-350 км/ч. В конце прошлого года Китай начал разработку суперскоростного поезда, который будет перевозить пассажиров со скоростью 500 км/ч. А в Шанхае уже функционирует первый в мире коммерческий маглев.

Маглев (магнитная левитация) — это поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса, а левитирует за счет отталкивания одинаковых магнитных полюсов и. наоборот. притягивания противоположных полюсов. Шанхайский маглев соединяет метро с аэропортом. Разгоняясь до скорости 431 км/ч, он преодолевает расстояние 30 км за 7 минут. В марте прошлого года министерство железных дорог Китая приняло решение продлить эту линию на 180 км до соседнего города.

Японцы тем временем уже завершили основную часть исследований технологии движения поездов на магнитном подвесе и передали разработки в компанию JR Central. Она собирается построить в Японии полноценную пассажирскую линию-маглев. В настоящее проходят тестирование нескольких экспериментальных маглевов.

Но технический прогресс уже двинулся дальше маглева. В планах инженеров пустить поезда на магнитной подушке внутри герметичных труб в вакууме или сильно разреженном воздухе. Отсутствие воздушного сопротивления позволит разогнаться до скоростей 6-8 тыс. км/ч. что превышает в несколько раз скорость современных пассажирских самолетов. Сама же идея вакуумных поездов не нова: ровно сто лет назад в США один из пионеров современной ракетной техники Роберт Годдард, будучи студентом, разработал детальные прототипы поезда, двигающегося со средней скоростью 1600 км/ч. В те же годы независимо от американского коллеги отечественный физик Борис Вейнберг написал книгу «Движение без трения. Безвоздушный электрический путь». Проект рельсового поезда в подземном туннеле с пониженным давлением воздуха планирует к 2020 году осуществить Китай. Предполагается, что поезд будет способен развивать скорость около 1000 км/ч. А в Швейцарии всерьез раздумывают над Свиссметро — проектом системы национального вакуумного метро.

Пока развиваться технологиям будущего мешают в основном соображения экономической целесообразности, а также технические возможности существующей железнодорожной сети. Но технический прогресс, как уже было сказано выше, не стоит на месте. Глядишь, не за горами времена, когда мы, живя в Петербурге, будем ездить на работу в Москву, а на обратном пути успевать заезжать к друзьям в Новгород на вечерний ужин. Какой же русский не любит быстрой езды?
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4897 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)