30 января 2014 - Баальбек – гигантский свидетель истории

article146.jpg

При упоминании об образцах древней архитектуры, сохранившихся до наших дней и поражающих воображение, большинство читателей подумают, прежде всего, о знаменитых пирамидах Египта, вспомнят загадочный Стоунхендж. Однако, по мнению многих авторитетных ученых, первое место по масштабности и грандиозности замысла принадлежит храму Баальбек в Ливане.

Составные части платформы Баальбекского храма Юпитера — это каменные глыбы, имеющие поистине гигантские размеры и массу. Их длина достигает 20-ти метров, высота – 5-ти, а вес превышает тысячу тонн, при этом, они установлены на высоте около 8-ми метров. Сложно даже вообразить такой титанический труд — объединённые усилия около 50 тысяч человек!

Возможно ли это? Невольно возникает вопрос – может это строили не люди? Например, арабы, много веков назад завладевшие Баальбеком, полагали, что царь Соломон – великий повелитель джинов, приказал им построить храм. Впрочем, история утверждает – несомненно, храм строили люди.

Небольшой богатый город, называвшийся Баал Бек или город Ваала — центр финикийской религии, имел большое количество храмов Солнца. Самый большой храм города был посвящён Хададу – богу громовержцу, властителю молний, дарителю живительного дождя, отождествляемому селевкидами с богом Солнца. Знаменитый храм, получивший название Юпитера Гелиополитануса, дал новое название и городу -  Гелиополис (город Солнца).

Перестройка старого храма Юпитера, начатая при Антонии Пии, была практически завершена в период правления императора Каракаллы. Храм Солнца и акрополь – грандиозное сооружение, считавшееся самым величественным творением в Римской империи. Но даже по завершению, храм не был доведён до тех масштабов, в которых планировался изначально, виной чему стала скупость преемников Каракаллы.

Основание храма Юпитера – платформа, покоящаяся на трёх гигантских плитах — «трилитонах», служащих перекрытиями для подземных помещений и обеспечивающих сейсмическую устойчивость храма. Поверхности «трилитонов» носят следы ручной обработки, опровергающие их внеземное происхождение. 

Величественная лестница из 3-х пролётов вела к главному входу, громадную арку которого (15 на 10 метров) украшали многочисленные скульптуры. Каждый пролёт, общим весом до 4 тысяч тонн, состоял из 13 ступеней.

За аркой располагался двор – площадь более гектара, имеющая 6-ти угольную форму, с огромным алтарём в центре. И главный вход, и внутренний двор окружала поразительной красоты колоннада.

Порфировые колонны, состоящие из трёх частей диаметром 3 метра, достигали высоты шестиэтажного дома. Они вырубались и отшлифовывались в Египте, по Нилу доставлялись в Бейрут, а затем вручную, нечеловеческим трудом рабов, через горы в Гелиополис.

Внутри античного храма стояла золотая статуя юноши — бога Юпитера, держащего в правой руке бич грома, а в левой – пшеничный сноп и молнию.

С левой стороны от храма Юпитера располагался менее грандиозный по размерам храм Венеры, по странности сохранившийся в исторических трудах под именем Бахуса. Барельефы на панелях фриза храма изображали Бахуса с венцом из виноградных листьев, Венеру с Купидоном на руках, Марса, Меркурия и Плутона.

Во времена христианства на месте центрального алтаря акрополя «на скорую руку» был выстроен собор, разрушившийся и бесследно исчезнувший спустя несколько десятков лет в результате серии сильных землетрясений. Однако сам храм Юпитера продержался до момента захвата Гелиополиса арабами.

Храм, отстоявший более 500 лет, переживший не одно землетрясение, был перестроен арабами в крепость – большая часть стен акрополя и колонн была разрушена, их части использованы при строительстве стен и бастионов крепости, на развалинах храма возведена мечеть.

Пришедшие на смену арабам крестоносцы успешно использовали захваченную крепость для отражения атак дамасской армии. Их стараниями была проведена «смена власти» — мечеть превращена в христианский собор. Затем крепостью снова завладели  арабы…

Сохранившиеся колонны, лестницы и платформа Баальбека не единожды становились свидетелями смены богов, однако ни эти перемены, ни удары стихии не смогли полностью уничтожить грандиозное творение рук зодчих Рима и Ливана, великое наследие римской эпохи.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2544 просмотра
Комментарии (0)