Алёна Фёдорова25 февраля 2014 - Кто сказал «Мяу»?

article171.jpg

Ласковая и домашняя, гордая и независимая, загадочная и божественная – кошка, ведёт свою историю с древних времён. Родиной прародительницы наших ныне живущих пушистых любимцев были обширные пустынно-степные долины африканского континента, где располагалось древнее государство – Нубия (частично территория современного Египта).

Начало «золотому кошачьему веку» Древнего Египта было положено буланой (ливийской кошкой), которую египтяне считали священным воплощением своего главенствующего божества – Амона Ра. Кошек египтяне почитали, берегли и всячески ублажали как при жизни, так и после смерти – бальзамировали и торжественно погребали в городе Бубастисе. Покровительница города – богиня Баст (Бастес) – с телом женщины и головою кошки, считалась богиней плодородия и продолжения рода. Впрочем, эти факты настолько общеизвестны, что повторять их не интересно.

Поговорим лучше про наших отечественных Мурок и Васек. Кстати, не задавались вопросом – почему именно так называют многих пушистых питомцев? Потому, что имеют «встроенный мурчальник»? А почему не Мурчик, а Васька?

Оказывается, это кошачье имя имеет очень древние и интересные корни. В языческой Руси одним из могущественнейших богов был Велес – бог подземного и обширного животного царства, способный обращаться в любых мохнатых животных. Спутником и посланцем Велеса, по славянской мифологии, был кот.

Непростой кот, а кот-домовой. Своенравная мохнатая сущность, отвечающая за определённый участок хозяйства (дом, хлев, конюшню, амбар, овин, баню и др.). Пока хозяева в должной степени уважали и задабривали домового, он помогал — оберегал дом и хозяйство. Но если прогневается – берегись! Может дом или овин спалить, вызвать падёж скота или наслать болезнь, а то и смерть, на хозяев. Обходя свои владения, домовой «снимал» на себя всё недоброе.

Отсюда древний славянский обычай — первым пускать в новый дом кота, посланца всесильного Велеса. Считалось, что кот, переступая магическую черту (порог), ограждающую дом от влияния внешних сил, защищал хозяев от опасностей, уготованных судьбой.

Из древних летописей до нас дошли и другие интересные факты о магических языческих обрядах дохристианской Руси, связанных с кошками. Так, в случае возникновения угрозы эпидемии чумы или холеры (мора), либо массового падежа скота, наши предки спешили опахать свою деревню – проводили вокруг поселения охранительную борозду, в которую закапывали… живого кота. По их убеждению бедняга должен был «ходатайствовать» перед Велесом об избавлении деревни от страшной болезни.    

Другой пример — домовой-овинник, властвующий у славян над запасами урожая в овине, который мог повелевать силой огня. Хозяйский овин он стерёг и защищал от злобных посягательств чужих домовых. По древнерусским преданиям в образе овинника обычно выступал пушистый чёрный кот, вооружённый горящими головёшками.  

К слову, заметим, что наши языческие предки были в чём-то умнее нас и цвету кошачьей шерсти особого мистического значения не придавали. Чёрный кот у них не считался роковым вестником, сулящим неотвратимые беды. Он олицетворял собой могучую силу Велеса, то есть — силу самой природы. Не злую — суровую.

Зато позже, в эпоху Средневековья чёрные кошки в полной мере ощутили на себе всю несправедливость и неблагодарность человека. В Европе тысячи этих мирных и полезных животных жестоко истреблялись церковными фанатиками из-за ненависти и страха перед миром тёмных сил – ведьмами, колдунами и прочей нечистью.

После христианизации Руси языческий бог Велес был низведён до запретного, дикого, животного идола, поклонение которому каралось церковью, а его «мохнатый и хвостатый» образ неизменно связывался с нечистой силой (с чёртом). Исторические корни, издревле связывавшие кошку с божествами потустороннего мира, не стали для кошачьего племени прочной гарантией неприкосновенности.

Со временем место языческого Велеса занял христианский образ Святого Власия (Василия) – покровителя достатка, домашнего очага и домашних животных. В честь Велеса – Власия и стали появляться русские коты «Васьки».  

Рейтинг: +1 Голосов: 1 872 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)