Александр Малинский22 марта 2015 - Сицилия - рядом с историей

article403.jpg
 Путешествие по Сицилии — это вольно или невольно путешествие в историю. И речь сегодня пойдет о южной и центральной частях Сицилии. Но сначала задержимся ненадолго на западном побережье, в городе Эриче.
 
 Здесь римляне появились в III веке до нашей эры. Они перестроили городские оборонительные стены и возвели святилище Венеры из Эрик- са, отчего в древности город назывался Эрикс. Через много веков остатки святилища были обнаружены внутри замка Пеполи, построенного во времена норманнов. Город стоит на вершине горы, на высоте с и с то ри ей 730 метров, и мы поднимались туда на фуникулёре. Было пасмурно. Внезапно за сеткой дождя, на фоне низкого серого неба возникли мощные оборонительные стены и башни. За ними, как оказалось, скрывались узкие, мощённые каменными плитами улочки, строгие церкви, глухие стены домов и — вдруг как подарок — яркие пятна сувенирных магазинчиков и зелень сада у серых могучих башен замка Пеполи...
 
Как же живут люди сегодня среди камней? Ведь было время, когда сюда на три года ссылали непокорных, строптивых юношей, чтобы монахи научили их смирению и благочестию... Ответ явился сам собой, когда, стоя у оборонительной стены, я глянула вниз и увидела в долине современный Эриче, где, собственно, и живут сегодня эричане; сюда же, на высоту, поднимаются лишь те, кто работает в кафе, магазинах, гостиницах, то есть обслуживает туристов. На одном из домов каменного Эриче висит табличка, сразу останавливающая внимание: «Международный центр научной культуры имени Этторе Майорана».
 
Центр был основан в 60-х годах прошлого века, и время от времени здесь, в этом поднебесном городке, собираются ведущие учёные мира, обсуждая глобальные для человечества проблемы. Видимо, в этом относительном уединении, рядом с историей хорошо думается, а открывающаяся с высоты панорама — вдохновляет. Зелёная долина, синева моря, острова... Говорят, что в солнечные дни видны даже берега Африки.
 
ДОЛИНА ХРАМОВ
На южном побережье острова, недалеко от моря, стоит город Агридженто. Он много раз менял названия в зависимости от того, кто из завоевателей владел им. Греки пришли сюда в VI веке до нашей эры, три века спустя их сменили римляне.
 
Сохранившиеся следы культуры тех и других во многом позволяют городу жить сегодня. Агридженто раскинулся на склонах холмистого плато, над просторной, овеваемой морским бризом Долиной храмов. Эта долина — самая древняя городская территория. Именно сюда приезжают те, кто хочет совершить путешествие в прошлое. ... Залитое солнцем обширное пространство прорезано нитями современных дорог. Вдоль них — вблизи и в отдалении — хорошо видны жёлто-серые руины храмов, возведённых когда-то из известкового туфа, мощные подиумы, стройные ряды храмовых колонн...
 
А вот и распростёртая на земле фигура гиганта. Это Теламон, герой битвы с карфагенянами. Раньше подобные колоссы украшали храм Юпитера Олимпийского. Сохранился лишь один, и сейчас он находится в Археологическом музее города. А колосс, лежащий на земле, — копия, искусно созданная художниками-реставрато- рами. Разобраться в этом скоплении руин помогают надписи и пояснения. Храм Геркулеса, наиболее древний в долине, храм Кастора и Поллукса (четыре оставшиеся его колонны стали эмблемой Агридженто), храм Юноны Лацинии, святилище Деметры...
 
Лучше всего сохранился храм Конкордии, то есть Согласия, воздвигнутый примерно в V веке до нашей эры. Со всех сторон его окружают колонны, стоящие на четырёхступенчатом подиуме, — и морской ветер вольно гуляет между ними. Этот храм считается образцом дорической архитектуры. Впрочем, в долине многие храмы построеПодобные колоссы украшали храм Юпитера. Но на земл е в Долине храмов лежит лишь копия, созданная реставраторами. ны в этом стиле, так любимом древними греками. Они словно воссоздали здесь кусочек своей родины... Зимой, когда цветёт миндаль, долина словно утопает в розовом облаке и её заполняют яркие карнавальные шествия. Это приходит «праздник цветущего миндаля».
 
Может быть, и древние обитатели долины так же красочно отмечали предстоящее обновление природы. И вообще — как они жили? Как поклонялись в этих храмах своим богам? Во время раскопок, проводившихся в долине, археологи обнаружили жилой элли- но-римский квартал. Дома, остатки стоков и гидравлических сооружений, сеть дорожных магистралей, вдоль которых стояли торговые лавки... Стены некоторых зданий покрывала роспись, а в одном из домов сохранилась напольная мозаика с изображением газели. Потому и получил он название «Дом газели».
 
ВИЛЛА РИМСКОГО ПАТРИЦИЯ
Эта загородная римская вилла находится в окрестностях старинного города Пьяцца Армерина, расположенного на внутренних землях острова. Город, словно ласточкино гнездо, лепится на гребне горы, а кругом расстилаются зелёные просторы Сицилии. Виллу построили за несколько столетий до нашей эры, но её блестящие времена пришлись на IV — V века нашей эры. Потом наступили столетия забвения... Войны, природные катаклизмы, само время сделали своё дело: археологи обнаружили руины виллы лишь в 20-х годах прошлого века. Раскопки и реставрационные работы продолжаются по сей день.
 
И мы были тому свидетелями. Видели, как расчищают стены археологи, а реставраторы склонились со своими кисточками и баночками над напольными мозаиками. По лёгким мосткам-настилам, проложенным над стенами комнат, то и дело пробегают рабочие с инструментами, прося туристов посторониться. Осторожно, не торопясь, мы идём по этим мосткам, с высоты рассматривая стены и полы комнат, покрытые мозаичными картинами. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь лёгкий тент-потолок, заливают их золотым светом. Мозаичные картины без слов рассказывали о занятиях, вкусах и пристрастиях хозяина виллы. Его статную фигуру, облачённую в длинные одежды с рисунком из золотых ромбов, и крупное тяжёлое лицо с печальными почему-то глазами можно видеть на мозаике в Галерее Большой охоты. Патриция сопровождает слуга с круглым щитом в руке.
 
Всю Галерею покрывали мозаичные сцены охоты и ловли диких животных. Эта Галерея проходит вдоль Большого перистиля — прямоугольного двора, окружённого крытой колоннадой; фонтан и мозаичный декор располагают к отдыху и созерцанию. К Галерее и Большому перистилю примыкает множество комнат, которые исследователи виллы называют по характерным для них мозаичным картинам: Кубикула, то есть спальня юных охотников, Кубикула хористов и актеров, Зал амуров-рыболовов, Зал цирка, Зал танцев, Зал десяти девушек... Зал цирка украшен мозаиками состязаний, которые проходили в Большом цирке Рима. Зал десяти девушек — фигурами гимнасток; их скромные костюмы, напоминающие бикини, не скрывают красоту юных тел...
 
В одной из комнат сохранилась мозаика, на которой дородная пышноволосая матрона — вероятно, хозяйка виллы — направляется в термы в сопровождении служанок. Здесь термы, то есть бани, были с подогревом. На вилле есть и Гостиный зал, где, очевидно, проходили собрания и были отведены места для знати. Не буду перечислять все комнаты и залы, скажу только, что вилла эта по своим масштабам и роскоши не уступала жилищам богатых патрициев на материке. Во многом благодаря обильному мозаичному декору. Подобные мозаики (предполагают, что их создавали мастера из Северной Африки) были широко распространены в Древнем Риме. И, наверно, каждому гостю, приглашённому на виллу, казалось, что он побывал в Риме...
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2314 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)