15 октября 2014 - Республика Тува - рай для отшельников

article327.jpg
Одно из главных богатств Тувы — это особая отрешенность от мирской суеты. Шум автомобилей почти не нарушает абсолютную тишину этих мест. Здесь свежий воздух и чистая вода. Настоящий рай для отшельников и романтиков. В Туве насчитывается около двадцати пяти тысяч пастухов- кочевников. Многие из них живут зимой в деревянных домах, а на лето перебираются в юрты.
 
Кызыл. Девяносто тысяч жителей. Типичный советский городок, лениво возлежащий на левом берегу Енисея, как раз в том месте, где сливаются Большой и Малый Енисей. Именно здесь берет начало великая река, несущая свои воды через всю Сибирь. А вокруг — насколько хватает взгляда — простирается степь. В центре города — неизменный бетонный памятник Ленину, фонтан, театр, бывший обком партии и местный парламент. Все это имеет довольно приличный вид, хотя местами сквозь бетонные плиты пробиваются сорняки, фонтан работает лишь полчаса в день, да и то по случаю больших торжеств, например съездов или официальных приемов в здании обкома, отданном местному правительству. А если вам придется остановиться в городской гостинице, берите лучше номер с видом на Енисей, потому что с противоположной стороны панораму загораживает мрачное здание местного КГБ.
 
Откройте балконную дверь и вглядитесь в нескончаемую зеленую степь. Девственная, нетронутая природа во всем своем великолепии. Лишь где-то вдали ярким пятном выделяется купол недавно восстановленного буддистского храма. Вслушайтесь в тишину, изредка прерываемую пением птиц, журчанием воды, криками детей. Вдохните в себя запахи полевых трав, хвойных деревьев, растущих прямо в городе… Уже здесь, на этом гостиничном балконе, душа успокаивается, освобождаясь от всего материального, даже если вы самый завзятый горожанин.
 
Постойте так несколько минут, и, может быть, вам посчастливится увидеть ястреба, который, вырывая вас из мечтательной задумчивости, резко взмоет в небо с крыши какого-нибудь дома и воспарит над степью, величаво помахивая крыльями… Тот, кто согласится переносить перепады температуры от плюс сорока летом до минус сорока зимой, откроет здесь для себя настоящий рай — л а скающую слух тишину, чистейшую родниковую воду, незагрязненный воздух и здоровое питание. В список удовольствий можно включить местную баню, конные прогулки по бескрайним степям и путешествия на лодках по енисейским перекатам. Незабываемые впечатления в таком случае вам обеспечены.
 

На перекрестке культур и цивилизаций

Население автономной республики Тува в основном состоит из тувинцев, и лишь пятую часть составляют русские. Последние в большинстве своем переселились сюда после присоединения Тувы к России в 1944 году. Однако значительная русская община существовала здесь и до этого, начиная с XVII века. Спасаясь от гонений, тысячи старообрядцев переправились тогда через Верхний Енисей, чтобы зажить здесь в соответствии со своей верой и обычаями старорусского православия. Вплоть до наших дней у них сохранилась система «восьми гласов» в том виде, в каком она уже почти не встречается в современной практике церковного пения.
 
По своему облику тувинцы близки монголам, а их язык имеет древнетюркские корни. Современные тувинцы и турки понимают друг друга и могут общаться между собой, несмотря на то, что их страны разделяет около четырех тысяч километров. Оба языка являются тюркскими, с той лишь разницей, что турецкий принадлежит к западной ветви, в которую входят также туркменский, татарский, гагаузский, чувашский, азербайджанский, казахский и узбекский языки, а тувинский — к восточной, которая включает в себя киргизский, якутский, хакасский, алтайский и другие языки.
 
Как считает ученый-востоковед из Российской академии наук Дмитрий Васильев, в древности Туву населяли племена хунну. В V веке сюда переместились древние тюрки, вытесненные из Горного Алтая монгольскими племенами. Кроме того, Тува лежит на границе расселения уйгурских племен. Здесь когда-то жили также и киргизы. Существует предположение, что и тибетские племена доходили до Тувы. Художественные традиции древних тюрков и средневековых монголов оказали значительное влияние на формирование декоративно-прикладного искусства западной части Тувы. До сегодняшнего дня домашняя деревянная утварь иногда украшена древними геометрическими рисунками. Изделия из кожи расшиты узорами, которые встречались еще у скифов.
 
Основной религией местного населения является буддизм, однако в Туве широко распространен и шаманизм. По данным переписи 1931 года, в Туве насчитывалось семьсот двадцать пять шаманов (мужчин и женщин). К концу сороковых годов практически все они были истреблены. Волна репрессий, начавшихся в самом конце двадцатых годов, прокатилась по всей Туве, вплоть до самых маленьких селений. И тем не менее шаманизм не удалось уничтожить. Тайно проводили церемонии, одежду и предметы для совершения обрядов прятали в горах. Постоянно находясь под угрозой ареста, шаманы, как правило, оставляли завещание своим детям, где они указывали места тайников.
 
Многие из этих вещей были извлечены на свет лишь сравнительно недавно — в начале девяностых годов. Большая часть предметов, особенно письменных документов, дошла до нас благодаря тому, что их передавали в местный музей. Поэтому, когда шаманы получили, наконец, возможность свободно отправлять свои культы, обнаружилось, что почти ничего из старинных шаманских традиций не было утеряно. «Борьба против традиционных верований была главной ошибкой коммунистов», — считает Кенин-Лопсан, глава местной ассоциации шаманов и директор музея истории Тувы, признанный Американским фондом исследований шаманизма одним из трех самых известных шаманов мира.
 
Шаманы — врачи, священники и прорицатели Если вы пройдете триста метров от площади Революции вверх по проспекту Ленина, то на правой стороне улицы, между двумя бетонными коробками, вы увидите симпатичный старенький деревянный домишко, выкрашенный в синий цвет. Здесь находится Тувинский центр шаманизма. Прислушайтесь, и до вас донесутся размеренные удары, напоминающие стук сердца… Люди толпятся во дворе, стоят в коридорах. Впечатление такое, что попал в приемную врача. Только врачуют здесь душу, используя при этом курения, заклинания и музыку. Каждый день, с восьми утра до восьми вечера, каждый из работающих в Центре восьми шаманов принимает от тридцати до сорока человек.
 
Поводы для визита к шаману могут быть самые разные. Женщина привела своего мужа, запойного алкоголика, чтобы ему помогли бросить пить. Мать принесла ребенка, чтобы его исцелили от бессонницы. Семья пришла попросить шамана провести поминальную церемонию. Человек в депрессии хочет рассказать о своей жизни. Люди приходят не только излечить свои болезни, но и просто узнать идеальное положение луны для своей свадьбы. Консультации ш амана вместе с необходимыми ритуалами стоят от пятнадцати рублей (за лечение и предсказания) до ста пятидесяти (за такие сложные ритуалы, как поминовение на седьмой и сорок девятый день после смерти или изгнание духов из целого городского квартала). Таким образом, каждый шаман обычно имеет множество ипостасей: он лечит и причащает, проводит сеансы психоанализа и массажа, выступает в роли священника и прорицателя. Если люди ощущают реальную пользу от его действий, то человек утверждается в их глазах как шаман.
 
Но шаманом можно стать и по наследству. Например, у Сайлика-Оол Ивановича, члена Ассоциации шаманов Тувы, отец и дед были шаманами, а прадед-шаман даже был арестован и сослан «без права переписки». Для каждого случая у шамана своя методика и ритуалы Главное, что объединяет всех шаманов, — это использование барабанов и ритмов. Шаманы считают, что правильно подобранные звуки лечат. Для психических больных очень хороши гармоничные звуки струнного инструмента. Они успокаивают и облегчают душу. Барабан же вызывает желание помолиться. В сочетании с песнями шамана звуки барабана призывают на помощь больному духов гор, рек, скал и звезд. Каждой болезни соответствуют свои духи-целители, и все они вызываются с помощью соответствующего ритма.
 
На тувинскую степь падает ночь. Гроза разрывает темно синее небо. В отдалении возвышается Апашту-Гое, курган, устремленный в небо. На его вершине — чаша, а у подножия — круглый белый к а мень. «Иногда белый камень оказывается наверху, и смотрится как голова, — шепчет Сайлик-Оол. — Иногда к а мень на земле, и тогда курган похож на обезглавленную фигуру. Это продолжается уже многие века, но никто не знает, как белый камень перемещается с одного места на другое. Однажды партийцы отнесли камень далеко-далеко и бросили его где-то в степи. Три месяца спустя он опять был на месте. С той поры его больше не трогали».
 
Каждый месяц целые группы паломников съезжаются к Апашту-Гое, чтобы помолиться, поговорить с духами, решить с их помощью какуюнибудь жизненную проблему. Среди сохранившихся тотемов, которым поклоняются тувинцы, есть каменные фигуры и памятники с надписями на древнетюркском и тибетском языках. В отличие от многих других народностей, исповедующих шаманизм, тувинцы имеют свою собственную письменность, что во многом способствовало сохранению их ритуалов. Конечно, при советской власти многие каменные памятники древности были разрушены либо упрятаны с глаз долой в за пасники местного краеведческого музея. Однако в последние годы тувинцы опять достали из укромных мест хранившиеся там предметы шаманских ритуалов.
 
Есть, однако, вещи, которые потеряны навсегда. Например, в пещерах Могурсартола в Саянском ущелье, в двухстах километрах от Кызыла, в верховьях Енисея, сотни наскальных рисунков были затоплены водохранилищем, образовавшимся в 1986 году при строительстве плотины гидроэлектростанции. Эти петроглифы были созданы в бронзовый век, то есть за тысячу лет до нашей эры. Сегодня от них в тувинском этнографическом музее остались лишь эстампы в натуральную величину. Эти на скальные рисунки были выбиты у самой кромки воды. Отражаясь в реке, они создавали впечатление, что их герои смотрят из воды прямо вам в глаза. Конечно же, на них был изображен и танцующий шаман с барабаном, вошедший в транс и видящий вокруг себя духов трех миров. На нем была надета маска трехглазого Хозяина Духов преисподней с рогами и с широко открытым ртом.
 

Заокеанские коллеги тувинских шаманов

 Как объясняет Людмила Сальчак, научный сотрудник этнографического музея, во время ритуала на шамане была обычно надета маска бога или духа, с которым он хотел установить контакт. Перевоплощаясь, он проникал в другой мир и встречался там с нужным духом. Иногда он прибегал для этого к помощи ворона, который и сегодня считается среди тувинцев носителем вестей. Современные шаманы больше не используют маски. Во время ритуалов они надевают на головы шапки с перьями, которые напоминают головные уборы североамериканских индейцев. Возможно, индейцы тоже побывали в этих краях. Во всяком случае, тувинцы на них очень похожи. Да и местные жители, будучи кочевниками и путешественниками, могли на лошадях добраться до Берингова пролива и на лодках переправиться в Северную Америку.
 
В таком предположении нет ничего удивительного, ведь тот же Чингисхан создал в XII веке государство, которое простиралось от Китая до Польши. Когда по приглашению Далай-Ламы местный шаман Сайлик-Оол побывал недавно во Франции на первой международной встрече шаманов, он встретился с делегацией американских индейцев, куда входил и вождь апачей Морган Медведь-Орел. «Многие н ароды побывали на нашей земле и вышли из нее. Среди них и киргизы, и монголы, и тюрки, — говорил мне СайликОол. — Почему бы это не могло произойти и с апачи? Когда я встретился с ними, я понял, что их ритуалы очень близки нашим. Даже не зная их языка, я понимал, что они делали. Если верить индейским легендам, табак пришел к ним из Азии. У них такое же, как и у нас, отношение к воздуху и небу. Они тоже умеют вызывать дождь»…
 
С начала девяностых годов Тува переживает экономический спад. Многие предприятия и совхозы прекратили свое существование, а их р а ботники вернулись жить в степь. Но, несмотря ни на что, Тува остается одним из самых прекрасных мест на земле. Чтобы открыть для себя ее сокровища, надо провести девять часов в самолете. В конце концов, это не так уж и много. Зато вы увидите и узнаете не только новые места, но и, возможно, лучше поймете потаенные уголки вашего собственного сознания.  
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4208 просмотров
Комментарии (0)