24 ноября 2013 - Достопримечательности Карелии – заповедник Кижи

article68.jpg
Немного найдется в России столь отдаленных, укромных и в то же время столь посещаемых музеев под открытым небом, как Кижи. Памятники деревянного зодчества, собранные здесь, когда-то составляли украшение иных берегов — но там они были обречены на погибель. Кижи спасли их и прославили на весь мир.
 
Покровская церковь. Этот храм начали строить в 1694 году, вскоре после пожара, уничтожившего предыдущие храмы. В 1764 году церковь претерпела серьезную перестройку, придя к своим нынешним формам и пропорциям, а в 1865 году лишилась Никольского придела, существовавшего в ней изначально и разобранного «за теснотою». Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый восьми скатной крышей с малыми главками на малых же восьмериках. Восемь главок сгруппированы вокруг несколько большей по размеру девятой, что придает завершению церкви нечто от венца или короны.

Внутреннее убранство храма также менялось неоднократно. Особенно серьезным явилось обновление 1903 года, когда стены церкви были оштукатурены и выкрашены масляной краской, причем в нижней части окраска имитировала мраморный цоколь. Тогда же оштукатурили и потолки, украсив их лепными карнизами. Окна растесали; стену, отделявшую трапезную от собственно церковного помещения, почти полностью выпилили.
В 1950 годы интерьеры церкви были реставрированы и во многом вернули себе первоначальный облик, однако полностью «изгладить» память о существовавшей некогда штукатурке не удалось: следы ее видны и теперь. Иконостас в храме сборный, составленный в 1956-1959 годах из икон заонежского письма XVII-XIX веков.

Колокольня. Колокольня — наиболее «молодое» здание в комплексе Кижского погоста. Она построена в 1862 году на месте древнейшей, уцелевшей в пожаре 1694 года, в котором сгорели оба кижских храма. Принято говорить, что в формах кижской колокольни отразился упадок северного деревянного зодчества, обусловленный внедрением в традиционный уклад (долгое время сохранявшийся почти нетронутым на Русском Севере) инородных «способов» жизни и творчества. Действительно, колокольня, имеющая обычную для такого рода зданий конструкцию — восьмерик на четверике с шатровым завершением, — демонстрирует некоторое притупление художественного чувства в том, что касается уместности некоторых деталей (например, фальшивых арочных порталов). Тем не менее, колокольня выглядит «на своем месте» и создает ансамбль.
 
Церковь Воскрешения Лазаря. Эта церковь является древнейшим памятником деревянного зодчества в России. Привезли ее на Кижи в 1960 году из Муромского монастыря, расположенного на юго-восточной оконечности Онежского озера. А построена она, согласно преданию, основателем Муромской обители преподобным Лазарем в XIV веке.

С точки зрения архитектуры, церковь представляет собой типичный клетский храм, каких весьма много строилось по всему Заонежью. Она состоит из трех клетей (сени, собственно храм и алтарь), срубленных «в обло» и покрытых каждая своей двускатной крышей. Размеры церкви невелики — 8,8 метров в длину и 3,6 в ширину. Подобная «невеликость» диктовала свои особенности внутреннего убранства, долженствовавшего быть не многосоставным, но благолепным. В соответствии с этой заданностью храм имеет, по большому счету, лишь один элемент «интерьера» — иконостас, освещенный с двух сторон окнами.

В иконостасе всего два ряда — нижний (местный) и верхний (Деисис). Иконы в нем в основном относятся к XV-XVI векам, некоторые — весьма тонкого письма. Особого внимания заслуживают Царские врата с изображенными на створках святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Иконописец отказался от традиционного для Царских врат изображения четырех евангелистов, потому что тогда пришлось бы дробить и без того небольшие плоскости створок. Но изображения святителей тоже отнюдь не случайны: большую часть дней в году Божественная литургия служится по чину Иоанна Златоуста, а десять раз, по особым дням, по чину Василия Великого.

Часовня Михаила Архангела. Эта часовня принадлежит к типу клетских церковных построек. Будучи построена на рубеже XVIII-XIX веков, демонстрирует развитие и обогащение строительной традиции. Внимание привлекает небольшая шатровая колокольня над сенями. Ее восьмерик срублен «в лапу», в отличие от основного объема, срубленного «в обло».

Дом Ошевнева. Первым памятником гражданской архитектуры, перевезенным на Кижи, стал дом крестьян Ошевневых из деревни Ошевнево, датируемый второй половиной XIX века. Впервые обследован он был еще в 1945 году и включен в список памятников Карело-Финской ССР. В 1951 году его привезли на Кижи и поставили рядом со Спасо-Преображенским и Покровским храмами. Такая близость была обусловлена тем, что музей в то время фактически мог располагать лишь очень небольшим участком земли. На Кижах существовал колхоз, и отчуждение его пашен и покосов шло медленно.

Сначала предполагалось, что в доме Ошевнева после необходимых реставрационных работ разместится администрация музея, но затем, в конце 1950 годов, в нем решили воссоздать интерьер зажиточной крестьянской избы. Дом принадлежит к типу «кошель», как нельзя лучше передающему особенности северо-русского патриархального уклада жизни с его тесными родовыми связями (под одной крышей живут несколько семей, принадлежащих к одному роду) и самодостаточностью (в доме множество обдуманно-удобных хозяйственных помещений — ведь семья полностью обеспечивает себя всем необходимым). Прибавить сюда длинные и холодные зимы, долгую осеннюю и весеннюю распутицу, когда со двора не выйдешь, — и внушительные размеры дома сделаются понятны, ведь в нем под одной кровлей собраны и жилые комнаты, и хлевы, и кладовые, и птичник, и амбары.

Амбар Судьина. Рядом с домом Ошевнева, образуя с ним как бы «усадьбу», стоит амбар крестьянина Судьина, перевезенный из деревни Липовцы Медвежьегорского района. Эта постройка — сравнительно молодая, 1930 года «рождения», однако в ней воплотились все черты, традиционные для такого рода хозяйственных зданий. Сруб амбара в плане прямоугольный (пятистенок с прирубом), покрыт двускатной самцовой крышей. С одной стороны крыша образует навес над входами. Венцы срублены «в чашу».

Баня из деревни Мижостров. В комплекс «усадьбы» Ошевнева входит также баня из деревни Мижостров Медвежьегорского района. Срубленная на рубеже XIX-XX веков, она представляет собой типичную северную крестьянскую баню — пятистенную, с предбанником и собственно парной. Перед входом в баню — дощатые мостки, ведущие в озеро (тоже типичное для здешнего озерного края решение). Крыша здания — тесовая безгвоздевая конструкция.

Дом Елизарова. Дом крестьянина Елизарова из деревни Середка (Клименецкий остров) имеет непростую строительную историю. Выстроен он был во второй половине XIX века и первоначально соответствовал типу «кошель» (как и дом Ошевнева). Однако впоследствии, с расширением семьи, дом перестраивался, дополнялся новыми помещениями и к началу XX века приобрел черты, характерные для типа «глаголь» (когда службы расположены сбоку и позади сеней, образуя в плане букву «Г»).

Первые исследования дома произвел А. В. Ополовников в 1948 году. В это время постройка находилась в крайне сложном состоянии: крыша протекала, некоторые венцы сруба сгнили почти совершенно, многие конструктивные элементы (крыльцо, взвоз, гульбище) были утрачены. В 1961 году дом Елизарова перевезли на Кижи и реставрировали, восстановив не только его внешний вид, но и интерьеры, характерные для жилища заонежского крестьянина.

Дом Сергеева. Этот дом был построен в деревне Логморучей (ныне — пригород Петрозаводска) в начале XX века артелью местных плотников. Он принадлежит к самому распространенному (и не только на севере) типу крестьянских домов — «брус», когда хозяйственная половина дома располагается позади жилой. Дом перевезли на Кижи в 1974 году, сейчас он используется как экспозиционная площадка.

Ветряная мельница. Еще один символ Кижей — ветряная мельница. Раньше такие «мельницы-столбовки» были весьма распространены. Теперь их почти не увидишь. Казалось бы, предельно функциональное сооружение — но сколь живописное! Мельницу, представленную в музее-заповеднике «Кижи», построил в конце 1920 годов крестьянин Н.А. Биканин. Она представляет собой высокий сруб, квадратный в плане, через центр которого проходит осевой столб, врытый в землю. Сруб мельницы стоит на «вертлюге» (поворотный круг) — с тем чтобы ее можно было повернуть «к ветру». Поворот осуществлялся при помощи ворота, вкопанного неподалеку, и каната.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4217 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)