Александр Малинский16 ноября 2014 - Чикаго - воплощение дерзких градостроительных проектов
Из своего пионерского детства я вынес убежденность, что Чикаго — бандитский город: страшные сказки о золотом веке чикагского гангстеризма и легендарном Аль-Капоне живы до сих пор. Мне даже показывали старый отель, в котором он снимал целый этаж. Однако сегодня гангстеров здесь не больше, чем в любом другом городе США.
Еще я знал, что в Чикаго были знаменитые бойни и это место слыло самым вонючим на континенте. Но и эта сомнительная слава улетучилась: последнюю бойню ликвидировали в 1974 году, оставив на память только старинные ворота. Я видел, наверное, все наиболее крупные города США. Свидетельствую ответственно: Чикаго — красивейший из них, хотя он лишен даже намека на какую-либо гармонию, на ярко выраженный стиль.
Спланирован он так же, как большинство американских городов: в основе плана лежит простая геометрическая сетка. Центр в этом городе — чисто условное понятие. Просто договорились, что Мэдисон авеню разделит город на северную и южную части, а Стейт-стрит — на восточную и западную. Пересечение этих двух улиц и есть центр. Но сами чикагцы считают им не геодезическо-символическое пересечение, a «Loop» — железную «Петлю» грохочущей надземки, страшно уродующей как раз исторические районы города. В «Петле» и стоят самые знаменитые небоскребы Чикаго. Они заслуживают отдельного рассказа.
В 1883 году архитектор Рут построил первый в Чикаго и вообще в Америке кирпичный небоскреб. Уже во время строительства Рут понял, что строить по старинке нельзя, что и кирпичу, и бетону нужна металлическая опора, каркас. Весной следующего года началось строительство первого каркасного небоскреба, а осенью 1885 года он был готов. Эстафету Рута принял его современник — великий американский архитектор Луис Генри Салливен. Один из его чикагских небоскребов вы видите на снимке в перекрестье конструкций надземки. Он еще украшал свои здания красивыми чугунными решетками, не предполагая, что его лозунг «Форма должна следовать за функцией», минуя XX век, перейдет в XXI.
Строительство небоскреба коренным образом отличается от строительства невысокого здания. Испокон веков главной фигурой на любой строительной площадке был архитектор. Когда настал век небоскребов, равноправную с архитектором, если не центральную, роль начал играть инженер — конструктор несущего каркаса здания. Именно он решал, что можно, а что нельзя. Поэтому в центре Чикаго на Вашинггон-стрит висит мемориальная доска, на которой написано: «Ассоциация структурных инженеров признает Фазлура Рахман-Хана величайшим структурным инженером нашего времени». Этот выходец из Пакистана сумел превратить мертвую статику строительной техники в высокое искусство и стал отцом многих замечательных зданий. Сегодня в Чикаго около сотни небоскребов, то есть зданий в сорок и более этажей.
Но не количеством гордятся чикагцы, а тем, что из шести самых высоких зданий в США три находятся в их городе, и чемпион среди них — «Сирс». Правда, приглядевшись к нему, я был несколько разочарован примитивизмом его архитектуры. Если бы этот дом не был самым высоким в Штатах, я бы и внимания на него не обратил. Его воздвигли в 1973 году, установив своеобразный рекорд: гигантское здание весом 222500 тонн было построено всего за три года. Сегодня в нем трудятся 12 тысяч служащих, которые разъезжают в 104 лифтах (при 16 резервных). Небоскребы — визитная карточка Амешпси. На берегу океана в Нью-Йорке вас встречают 110-этажные небоскребы-близнецы (но ростом они на 31 метр ниже «Сирса»). На третьем месте небоскреб-старичок — знаменитый «Эмпайр стейт билдинг», построенный в 1930 году. А замыкают эту славную шестерку опять-таки «чикагцы>: «Амоко» (86 этажей и 346 метров) и «Хэнкок » (соответственно 100 и 343).
Хотя я не удивлюсь, если мои данные уже устарели. В том же Нью-Йорке собирались утереть нос чикагцам и соорудить нечто, отнимающее у «Сирса» первенство. Читал, что в Гонконге тоже строят гигантское здание. Небоскреб уже не чудо… Разумеется, мой рассказ о Чикаго неполон. Район небоскребов занимает малую часть огромного города, в район этот не входит очень много интересного: университеты, музеи, театры, стадионы, огромные выставочные залы, уникальный зоопарк и замечательные набережные с бесконечными лабиринтами больших и маленьких причалов, к которым швартуются тысячи яхт. Но лицо этого города все-таки определяют небоскребы, и именно их изящные силуэты приходят на память при мысли о Чикаго.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3749 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)