Александр Малинский20 мая 2014 - Авиньон, улица Красильщиков

article251.jpg
Авиньон, столица департамента Воклюз во Французском Провансе, известен, прежде всего, своим Папским дворцом и ежегодным международным театральным фестивалем. Но дотошные туристы непременно обратят внимание на живописную улицу, мощёную булыжником, затенённую листвой древних платанов и вязов, проходящую вдоль узкого канала с гранитными берегами и старинными водяными колёсами с деревянными лопастями.
 
Это — Rue de Teinturiers (улица Красильщиков) или, как иногда называют её сами авиньонцы, Колёсная улица. В её истории тесно переплелись такие, казалось бы, разные виды человеческой деятельности, как фортификация, мануфактуры, мукоделие, театральное искусство и оккультные науки. В Средние века наличие многочисленных водных путей способствовало развитию в Авиньоне торговли, промышленности и культуры.
 
С севера и запада его омывает Рона, одна из главных водных артерий Франции. Две реки поменьше, но зато с многочисленными разветвлёнными рукавами, Сорг и Дюранс, протекают соответственно на северо-востоке и юге. В Х в. для дополнительной защиты городских стен был построен канал Воклюз, по которому воды реки Сорг попадали в город и использовались для различных бытовых нужд. Однако с разрастанием города воды в канале стало не хватать, и в 1229 г. был построен новый канал, принёсший в Авиньон воды реки Дюранс.
 
Канал называли Дюрансольским или Госпитальным. Оба канала соединяются и пересекают крепостную стену под башней Святого духа, где установлены задвижки, регулирующие подачу воды в канал улицы Красильщиков и остальные каналы Авиньона. Начиная с XIV в. берега канала активно застраиваются. Помимо жилых домов здесь возникает обитель Братства Кающихся Серых, основанного королём Франции Луи VIII, монастырь францисканцев-кордельеров, где нашла вечный покой воспетая Петраркой красавица Лаура, трактиры, бани, прачечные, мастерские ремесленников.
 
Первые водяные колёса с деревянными зубчатыми передачами, вращающие мельничные жернова, установили мукомолы. Затем с развитием мануфактур стали строиться новые колёса, приводящие в движение посредством ремённых, цепных и зубчатых передач ткацкие станки, мешалки красильных растворов (отсюда и название — улица Красильщиков) и другие механизмы. Мануфактуры располагались как по правой стороне (если смотреть из центра Авиньона) канала, вплотную к нему, так и по левой. В последнем случае берег канала и мастерские были разделены улицей, а оси колёс, передающие вращение на механизмы, проходили прямо под мостовой. Всего на канале работало 23 колеса, но до нашего времени сохранились лишь четыре из них.
 
В Средние века улица славилась своими текстильными и кожевенными мануфактурами. Здесь производили шёлк, шерсть и бархат, отбеливали индийский хлопок. В XVI в. наладили производство мулине, а в 1677 г. освоили технику батика. По просьбе ткачей городской совет перекрыл доступ воды к мануфактурам из канала Дюрансоль, и для окрашивания тканей и нитей использовали лишь воду канала Воклюз, придававшую тканям изумительную яркость цвета. Энергию воды использовали также свечной заводик, пивоварня, пергаментная мастерская, кондитерская, производящая шоколад. Но главным продуктом оставались ткани, в производстве и окраске которых местные мануфактуры успешно конкурировали даже со знаменитыми лионскими ткачами.
 
С появлением паровых двигателей мануфактуры уже не могли выдерживать конкуренции с более крупными и технически оснащёнными заводами и фабриками. Ремесленники уходили, мастерские закрывались. Дольше всех продержались красильни и кожевенное производство, но и они вскоре исчезли. Водяные колёса, некогда составляющие техническую гордость Авиньона, постепенно обветшали и пришли в негодность. Оставшиеся экземпляры напоминают о былом экономическом величии города и придают древней улице Красильщиков ещё более романтичный вид.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3435 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)