10 ноября 2013 - Архитектура - Собор Святой Софии

article49.jpg Вместе с христианством Русь заимствовала у Византии и приемы храмового зодчества, уже вполне сложившиеся к тому времени. Одним из ярких примеров византийского влияния является Собор Святой Софии в Великом Новгороде, заложенный в 1045-1050 гг. князем Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром.

 Типичный византийский храм имел крестово-купольную конструкцию, одну главу, прямоугольный или квадратный наос (основной, центральный объем храма). К наосу с запада примыкал нартекс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами.

Именно так устроены многие древнерусские храмы (в частности, церковь Покрова на Нерли). Но кафедральные соборы, строившиеся при участии князей, часто выходили за рамки этой структуры. Им по статусу полагалось быть пышными, впечатлять своими размерами. Отсюда возник тип пятинефного храма. Собственно, таких храмов было построено, насколько можно сейчас судить, всего три — и все они возведены в XI веке и посвящены Святой Софии. Это Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка. Как предполагают исследователи, в их постройке принимали участие одни и те же мастера (правда, «официальная» дата основания киевского Софийского собора — 1011 год — входит в противоречие с этой, в общем-то, стройной гипотезой). Это уникальный архитектурный памятник возводили в 1045-50 годах, собор в Полоцке — в 1060-х. Впоследствии подобных храмов уже не появлялось.

Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем характеризуется как пятинефный, трехапсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где расположены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтажной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек».

Софийский собор имеет пять шлемовидных куполов над основным объемом. Центральный купол позолочен (впервые — в 1408 году). Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Это придает собору некоторую «архаичную ассиметричность».

Выше западного входа красуется фреска. Ее площадь составляет 70 квадратных метров, как известно, она выполнена в 1528 году, при святителе Макарии. В 1890-е годы фреска была отреставрирована, в частности на ней восстановили утраченные участки (наложена штукатурка, выполнена роспись).

Известнейший элемент убранства Святой Софии — Магдебургские, или Сигтунские, врата, установленные в западном входе.
Они состоят из двух деревянных створ, обитых бронзовыми пластинами с приклепанными к ним бронзовыми рельефами. Предполагается, что врата были изготовлены в Магдебурге в середине XI века, а в Софийский собор попали в качестве военного трофея, будучи захвачены новгородцами при штурме шведской крепости Сигтуны в 1187 году. Любопытно, что первое упоминание о том, что врата привезены из Сигтуны, встречается в шведском документе 1616 года — письме главнокомандующего шведскими войсками Якоба Делагарди из оккупированного Новгорода в Стокгольм государственному канцлеру.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3764 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)