Яроцевич Наталья Александровна3 января 2014 - Художники французской революции - Давид

article111.jpg

В конце XVIII века шаткое сооружение французского двора, монархии и аристократии рухнуло как карточный домик, подчиняясь стремительному натиску французской революции. Французская знать была упрятана в камеры, полетели головы… У французской революции был свой официальный художник – Жак Луи Давид. Основатель Национального музея в Лувре, он принес в живопись революционный пыл. Его рука с одинаковой твердостью держала кисть и подписывала сотни ордеров на арест.

Тот факт, что Давид был одним из самых выдающихся художников XVIII века, вовсе не означает, что он был гуманистом. Он был настоящим революционным фанатиком, громче всех призывавшим казнить короля и королеву. Об этом свидетельствует и тот факт, что Давид запечатлел Марию Антуанетту, идущую на казнь, этот рисунок отнюдь не наполнен состраданием.

Свои произведения Давид писал в стиле неоклассицизма, став его основоположником.Этот стиль появился как реакция на вольности рококо и приверженность философии просвещения. Давид считал, что простота античности подходит для нового общества. Посредством античных образов художник выражал не только свои революционные настроения, но и пытался воспитывать моральные качества и чувство гражданского долга у своих соотечественников.

Несомненно, одной из самых знаменитых работ Давида является полотно «Смерть Марата», написанное в 1793 году. Это полотно одновременно является и революционной агиткой. Картина изображает смерть человека по имени Жан Поль Марат, который был убит за убеждение, что истинная свобода должна насаждаться только путем насилия. Великий политик, пославший на гильотину сотни людей, был убит молодой француженкой Шарлоттой Корде, которая решила, что исполнит долг перед Родиной, уничтожив это чудовище.

Но для Давида Марат – герой. И художник старается передать глубокую трагедию смерти великого деятеля, погубленного в расцвете сил. Давид не упускает ни одной мелочи, делая изображение Марата интересным и трагичным одновременно. От кисти художника не ускользает белизна кожи и следы кожного заболевания на теле убитого, заплатка на простыне, которая в сочетании с зеленой тканью, ниспадающей крупными складками, ассоциируется с саркофагом, передвижной столик, выступающий в роли надгробного камня с надписью: « Марату — Давид» и перо, выпавшее из безжизненной руки. Кто знает, возможно, именно этим пером Марат писал смертные приговоры.

Простота красок, умелая игра света и тени и лицо Марата, как бы выхваченное из темноты делают картину почти осязаемой. Картина наполнена глубоким состраданием и скорбью, в ней нет ни нотки фальши, ведь Давид был из того же круга, что и Марат и свято верил в революцию и возможность достижения блага для простых людей. И не важно, скольких врагов революции для этого нужно было погубить.

После Термидорианского переворота и казни его ближайшего друга и соратника Робеспьера, Давид арестован и только слава великого художника спасает его от гильотины. Художник отстраняется от политики и полностью отдается живописи. С приходом к власти Наполеона, Давид становится его придворным живописцем и, оставаясь преданным античности, сочетает написание портретов императора с написанием таких полотен, как «Леонид и спартанцы у Фермопил» и «Похищение Сабинянок».

Династия Бурбонов, свергшая Наполеона, не смогла простить Давиду его бурную революционную деятельность, и художнику пришлось уехать в Брюссель, где он провел остаток жизни, занимаясь написанием портретов и обучая молодых художников самостоятельности и самосовершенствованию.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1858 просмотров
Комментарии (0)