Сергей Коваленко19 марта 2015 - Капелла Сент-Шапель - чудеса из стекла и красок

article400.jpg В Париже, рядом с Дворцом правосудия, где, всем известно, трудился знаменитый комиссар Мегрэ, есть ещё одна достопримечательность — капелла Сент-Шапель. Её шпиль виден издалека, а вблизи так и хочется сравнить этот готический шедевр с каменным кружевом, которое вырезал из огромной скалы искуснейший мастер-великан. Но истинное чудо из чудес таится внутри, в верхней церкви капеллы.
Высокий сводчатый зал заливает причудливый свет из пятнадцати витражных окон, на которых изображены 1134 сцены на библейские и евангельские сюжеты. Окна хоть и узки, но столь огромны, что кажется, стены церкви сложены из одних только этих цветных картин. И что создать такую невиданную красоту под силу было лишь какой-то волшебной, сверхъестественной силе.
 
Да нет, конечно, над витражами трудились люди, искусные мастера, жившие при короле Людовике IX, по приказу которого и была построена капелла Сент-Шапель, освящённая 26 апреля 1248 года. К великому сожалению, имён этих витражных дел мастеров, работавших в капелле, никто теперь не помнит. Зато известно, что чудесному искусству витража уже тогда на считывалось много веков.
 
Первые витражи до наших дней не дошли, но о том, какими они были, можно судить по некоторым письменным источникам — просто разноцветными кусочками стекла разной величины, укреплёнными в окнах с помощью деревянных переплётов. Впервые они появились около IV века в храмах Древнего Рима, когда император Константин Великий признал христианство государственной религией. Кстати, само слово «витраж» происходит от латинского «витрум» — стекло. А после того, как Римская империя пала под ударами варварских племён, витражами стали украшать романские соборы Франции, Германии, Англии.
 
Почему искусство витража с самого же начала связывалось с религией, легко понять. Собор — это место, где человек обращается к Господу. А волшебная игра разноцветных лучей света придавала собору особую торжественность и таинственность, этот необыкновенный свет казался воплощением божественной силы. Один из епископов VI века оставил восторженное описание того, как преображается собор в Париже, когда в разноцветные окна попадают лучи утренней зари. Но этот епископ и представить не мог, каким чудесным образом в дальнейшем преобразится сам витраж: беспорядочный набор цветных стёкол сначала сменит орнамент, а потом истинно художественные композиции-картины. Зависело это, конечно, не только от художественного вкуса мастеров-витражистов, но и от совершенствования самой технологии изготовления картин из цветного стекла. Она же была напрямую связана с техническим прогрессом.
 
Примерно к XI веку люди научились делать тонкое листовое стекло. А разноцветные кусочки стекла стали скреплять с помощью свинца. Эти новшества позволяли мастерам ставить перед собой самые сложные задачи. Но сам процесс изготовления витража был чрезвычайно кропотлив. Многие свои секреты мастера-витражисты хранили в тайне, передавая от отца к сыну. Однако до нас дошёл трактат немецкого монаха Теофила, который в 1100 году добросовестно описал всё, что было ему известно о создании картин из стекла в соборах того времени. Мастера-стеклоделы варили стекло в глиняных горшках.
 
Чтобы придать ему различные цвета, в расплав добавлялись стёртые в порошок окислы металлов. Медь давала зелёный цвет, окись кобальта — синий, марганец — пурпурный. Мастера-стеклодувы выдували из расплавленного стекла огромные пузыри, которые, пока не остыли, разрезали и распрямляли. Стекло нередко имело изъяны — неровную окраску или внутренние пузырьки. Но как раз изъяны могли придать игре света в витраже особую, неожиданную прелесть. Приступая к работе над созданием стеклянной картины, витражисты сначала рисовали её в натуральную величину на выскобленной деревянной поверхности, затем подбирали к этому трафарету кусочки стекла. Их могло быть несколько сотен.
 
Некоторые требовали отдельной мелкой росписи эмалевыми красками, смешанными с растёртым стеклом и смолой. Расписанные кусочки стекла обжигали в печи, и нанесённые краски вплавлялись в его поверхность. Стеклянные части будущего витража скрепляли узкими переплётами, в профиле похожими на букву Н. Самым подходящим для этого материалом оказался пластичный свинец. Но удержать весь огромный витраж свинцовые переплёты, конечно, не могли. Приходилось делить его на отдельные панели. Смонтировать их в оконном проёме тоже было не простым делом. С наружной стороны проёма панели ряд за рядом припаивали к тонкой, но прочной металлической решётке.
 
С внутренней стороны их дополнительно удерживали металлические перекладины, которые не давали стеклянной картине прогнуться. Разумеется, технология изготовления витража с течением времени менялась. К XIV веку был открыт новый способ окраски стёкол — серебряная протрава, позволяющая получать целую гамму ярких оттенков. Сложнее и тоньше становились детали картин, менялась тематика. Если поначалу на витражах были лишь религиозные сюжеты, позже появились исторические картины или сцены из жизни монархов. Эскизы для сложных витражей нередко стали выполнять выдающиеся художники и скульпторы.
 
В середине XV века, например, во Флорентийском соборе бок о бок с мастерами-витражистами трудились скульпторы Лоренцо Гиберти и Донателло, живописцы Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо. Так и создавались чудеса из стекла и красок, восхищающие мир века спустя. Витражными шедеврами в своих соборах гордятся Шартр и Руан, Милан и Кёльн, десятки других городов. Удивительно гармонично витражи сочетаются именно с готической архитектурой, которая начала покорять европейские страны с середины XII века. Какое из этих стеклянных творений считать лучшим из лучших?
 
Многие отдают «пальму первенства» как раз капелле Сент- Шапель. Другой такой церкви, которая почти вся состоит из одних витражей, и в самом деле нигде больше нет. Впрочем, посмотрите на некоторые витражные чудеса далёких веков и оцените их сами, пусть пока хотя бы на журнальных страницах… А искусство витража живёт и в наши дни, только приёмы у мастеров теперь другие. Современные технологии позволяют наносить краски картины на большие листы стекла, а не собирать витраж из маленьких кусочков. Подходящими для цветных картин оказались и цветные пластиковые материалы. Увидеть современные витражи можно в самых разных местах, например, на некоторых станциях метро.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1024 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)