Александр Малинский21 ноября 2013 - Гохуа – древняя традиционная живопись Китая
Гохуа – древняя традиционная живопись Китая. Кисти для творчества создаются из бамбука и шерсти животных (оленей, белок, коз, кроликов). В живописи используются водяные краски, тушь, бумага или шелк. По своему духу искусство гохуа близко каллиграфии. Это искусство зародилось в глубокой древности. Гохуа значительно отличается от европейской живописи техникой, используемыми материалам и художественными средствами. Картины пишутся растительными или минеральными красками, напоминающими акварель, либо тушью, на пеньковой или хлопчатобумажной ткани или на бумаге из мягкого волокна в форме свитков. Для рассматривания на столе используются горизонтальные свитки, для украшения стен – вертикальные. В работе используются различные кисти: от 5 мм до 5 см. Штрихи могут быть совершенно разными: легкими или мощными.
Отличительной чертой китайской традиционной живописи являются ее образы, созданные посредством линейного рисунка. Образы в европейской живописи переданы при помощи объема, светотени и цвета.
О близости каллиграфии и живописи в Китае говорилось всегда. Каллиграфы и художники в Китае используют в своей работе одни и те же инструменты, одинаковый линейный вид письма. Между этими двумя занятиями столько общего, что их можно назвать родными сестрами. Это приводит нас к мысли о том, что в основе китайской живописи лежит линия. С помощью простых движений кисти живописцы создавали искусные шедевры.
Изготовление туши для рисования и письма в Китае достигло высот совершенства. Тушь получают при растирании специальных небольших брусочков с водой до необходимой консистенции. Художники создают при помощи туши огромное разнообразие тонов. Главное правило для одновременного использования в работе красок и туши – они не должны преграждать друг другу путь.
Характерными признаками китайской живописи гохуа являются ясная и лаконичная композиция, составленная из пятен локального цвета с выразительными контурами, рассеянная и многоточечная перспектива, плоскостная живопись, не имеющая светотеней.
На длинном узком свитке художник воспроизводит реку таким образом, что зритель может почувствовать ее бесконечность, простор, увидеть ее с разных сторон, рассмотреть разные ландшафты. Фокусная перспектива не даст такого эффекта. Преимущество многоплановой перспективы заключается в том, что художник получает возможность дать простор воображению, создать целый мир на холсте.
Живописи гохуа не чужда строгость, она имеет ряд канонов. В ней заложены глубокие философские идеи даосизма, буддизма и конфуцианства. Основоположник теории живописи гохуа, Сэ Хэ, в своем произведении «Заметки о категориях старинной живописи», датированном 490 г., обозначил 6 принципов, на которые должен опираться художник в своей работе. Первый принцип утверждает, что в своей работе художник должен передать сущность предмета, а не внешнюю натуралистичную оболочку. Это наиболее важный аспект китайской живописи.
Образы в данном виде искусства имеют символичное значение. Все значения напрямую связаны с идеей космогонии. Структура самого свитка-полотна определяется двумя важнейшими началами – Земля и Небо. Горы в живописи Китая обозначают мужское светлое начало – ян, вода – женское темное начало, инь. Это сочетание, согласно древним поверьям, служит возникновением вселенной, самой жизни. Вода – вены, кровь земли, горы – ее кости. В своей картине художник передает мировую гармонию, сущность природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в китайской живописи.
Сейчас гохуа как искусство выходит за рамки традиций. Современные работы в этом стиле наполняются содержанием нового времени, точнее – ощущением нового времени.
Художник Цао Гоцзиань. В видеоуроке мастер китайской живописи гохуа объясняет и показывает приемы изображения отдельных линий и элементов растений, затем демонстрирует последовательное изображение готовых работ с изображением лотоса и мейхуа.
Художник Лю Сунянь. В видеоуроке мастер китайской живописи гохуа объясняет и показывает приемы рисования отдельных элементов пейзажа и последовательное изображение готовой работы в стиле пейзаж.
Тайваньская художница и преподаватель китаской живописи в Чжанцзинском университете Е Цюньпинь обучает приемам написания пиона в стиле сеи.
Отличительной чертой китайской традиционной живописи являются ее образы, созданные посредством линейного рисунка. Образы в европейской живописи переданы при помощи объема, светотени и цвета.
О близости каллиграфии и живописи в Китае говорилось всегда. Каллиграфы и художники в Китае используют в своей работе одни и те же инструменты, одинаковый линейный вид письма. Между этими двумя занятиями столько общего, что их можно назвать родными сестрами. Это приводит нас к мысли о том, что в основе китайской живописи лежит линия. С помощью простых движений кисти живописцы создавали искусные шедевры.
Изготовление туши для рисования и письма в Китае достигло высот совершенства. Тушь получают при растирании специальных небольших брусочков с водой до необходимой консистенции. Художники создают при помощи туши огромное разнообразие тонов. Главное правило для одновременного использования в работе красок и туши – они не должны преграждать друг другу путь.
Характерными признаками китайской живописи гохуа являются ясная и лаконичная композиция, составленная из пятен локального цвета с выразительными контурами, рассеянная и многоточечная перспектива, плоскостная живопись, не имеющая светотеней.
На длинном узком свитке художник воспроизводит реку таким образом, что зритель может почувствовать ее бесконечность, простор, увидеть ее с разных сторон, рассмотреть разные ландшафты. Фокусная перспектива не даст такого эффекта. Преимущество многоплановой перспективы заключается в том, что художник получает возможность дать простор воображению, создать целый мир на холсте.
Живописи гохуа не чужда строгость, она имеет ряд канонов. В ней заложены глубокие философские идеи даосизма, буддизма и конфуцианства. Основоположник теории живописи гохуа, Сэ Хэ, в своем произведении «Заметки о категориях старинной живописи», датированном 490 г., обозначил 6 принципов, на которые должен опираться художник в своей работе. Первый принцип утверждает, что в своей работе художник должен передать сущность предмета, а не внешнюю натуралистичную оболочку. Это наиболее важный аспект китайской живописи.
Образы в данном виде искусства имеют символичное значение. Все значения напрямую связаны с идеей космогонии. Структура самого свитка-полотна определяется двумя важнейшими началами – Земля и Небо. Горы в живописи Китая обозначают мужское светлое начало – ян, вода – женское темное начало, инь. Это сочетание, согласно древним поверьям, служит возникновением вселенной, самой жизни. Вода – вены, кровь земли, горы – ее кости. В своей картине художник передает мировую гармонию, сущность природы, ритм ее жизни. Поэтому натурализм неприемлем в китайской живописи.
Сейчас гохуа как искусство выходит за рамки традиций. Современные работы в этом стиле наполняются содержанием нового времени, точнее – ощущением нового времени.
Художник Цао Гоцзиань. В видеоуроке мастер китайской живописи гохуа объясняет и показывает приемы изображения отдельных линий и элементов растений, затем демонстрирует последовательное изображение готовых работ с изображением лотоса и мейхуа.
Художник Лю Сунянь. В видеоуроке мастер китайской живописи гохуа объясняет и показывает приемы рисования отдельных элементов пейзажа и последовательное изображение готовой работы в стиле пейзаж.
Тайваньская художница и преподаватель китаской живописи в Чжанцзинском университете Е Цюньпинь обучает приемам написания пиона в стиле сеи.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4097 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)