Алёна Фёдорова31 января 2014 - «Хотел спросить тебя, как художник художника – ты рисовать-то умеешь?»

article147.jpg

Нетривиальность мышления людей искусства, разнообразные курьёзные факты, загадочные явления или просто интересные сведения, связанные сих биографией и творческим наследием, не перестают интересовать и удивлять. Многие из них известны широкому кругу, некоторые – только преданным почитателям таланта и искусствоведам. Приведём сами факты – судить читателю.

За 22 года до создания Малевичем знаменитого «Черного квадрата» (1915 г.), французом Альфонсом Алле был представлен абсолютно аналогичный вариант картины, однако под менее лаконичным названием – «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» (1893 г.). Хорошо, что Алле был не художником, а писателем-юмористом. Иначе «знатоки» и по сей день бы горячо спорили – какое из двух произведений «чернее» и «квадратнее»?

Излишне замысловатые творения художников не раз становились причиной забавных ситуаций. Например, работники Музея современного искусства в Нью-Йорке, где в 1961 году выставлялась картина Матисса «Лодка», только спустя 1.5 месяца обнаружили, что для точности восприятия полотно нужно развернуть на 180 градусов. Впрочем, стоит отметить, что и первоначальное положение картины посетителей музея и ценителей искусства Матисса вполне устраивало.

Любимая детьми всего мира конфета на палочке — «Чупа-Чупс» своей обёрткой обязана вовс ене компании-производителю, а Сальвадору Дали. Именно им в 1961 году, по просьбе владельца компании был придуман дизайн обёртки популярного леденца. Как видите, и великим художникам ничто человеческое не чуждо!

Не чуждо им и понятие профессиональной взаимовыручки. В создании картины Айвазовского «Пушкин на берегу моря» принял участие Репин, изобразивший великого поэта. Дама в чёрном появилась на картине «Осенний день. Сокольники» Левитана стараниями Н. Чехова, а «заселить» медведями полотно «Утро в сосновом бору» Шишкину помог Савицкий. Вот, что значит умение работать в команде – получились шедевры!

 Но это отнюдь не умаляет значения индивидуального творчества. Как, впрочем, и его цены. Так, картина Полока «Номер 5, 1948», проданная в 2006 году с аукциона за 140 миллионов долларов, была создана художником строго индивидуально. Джексон Полок собственноручно разлил краску на кусок фибролита, в очередной раз доказав истину – всё гениальное просто!

Аналогичный ускоренный подход к созданию картин практиковал и Пабло Пикассо, работы которого казались выше понимания не только современников, но и потомков. Портрет писателя Эренбурга Пикассо завершил в пять минут. Вполне объяснимое удивление друга скоростью исполнения портрета мастер объяснил 40-летним периодом их дружбы и 40-летним опытом творчества. И был прав – качество работы не пострадало.

А вот Леонардо да Винчи назвать сторонником ускоренного метода никак нельзя. Гениальный художник писал свой шедевр «Тайная вечеря» несколько лет, тщательно подбирая натуры для образов Христа и Иуды. Если с образом Христа особых проблем не возникло – для этого да Винчи позировал певчий церковного хора, то поиск подходящего натурщика для Иуды затянулся. Когда же, спустя три года, искомый образ был найден, удивлению да Винчи не было предела. Дело в том, что им стал… тот же певчий, превратившийся за эти годы в спившегося обитателя улиц. Как говорили древние греки — судьбы людские в руках богов.

Но случается, что и сами боги нуждаются в помощи. Искусствоведам и ученым, изучавшим известную картину Рубенса «Пир богов на Олимпе» для установления точного времени её создания потребовалась помощь астрономов. Только сопоставление изображения на полотне с картами звездного неба и детальное изучение расположения планет позволило датировать картину 1602 годом.

Известны случаи, когда полотна известных мастеров становились причиной не только курьёзных, но и весьма печальных происшествий. С самой известной картиной Мунка «Крик» связывают ряд несчастных случаев – болезни, автокатастрофы, гибель людей при пожаре. Возможно это и совпадения, но негативную энергетику картины многие объясняют чередой трагических событий в жизни её автора. Зловещая слава, впрочем, не сказалась на стоимости картины – она была продана с аукциона за 120 миллионов долларов.

В заключение нельзя не упомянуть о случаях с поддельными полотнами. Одна из знакомых Репина, приобретя за 10 рублей картину, подписанную «И. Репин», показала её художнику. Увидев бездарную подделку неизвестного автора, Репин приписал: «Это не Репин» и поставил свой автограф. Впоследствии, эта шутливая приписка и автограф великого художника позволили женщине продать картину в десять раз дороже.     

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1340 просмотров
Комментарии (0)