Александр Малинский3 марта 2015 - Велосипеды российской короны
У музея, куда мы сегодня заглянем, название необычное — «Императорские велосипеды». Зато точное — каждый из его двухколёсных экспонатов принадлежал кому-то из российских императоров или членам его семьи. Впрочем, в музейной экспозиции есть и трёхколёсные велосипеды, на одном из них, например, разъезжал сын императора Николая II и наследник российского престола царевич Алексей.
Обилие плакатов, фотографий и открыток с велосипедной тематикой, представленных в музее, позволяет почувствовать интерес к этому новому и необычному для того времени виду спорта. Они свидетельствуют о моде, захватившей все круги российского общества. В витринах можно увидеть редкие марки, игральные карты, запонки, медали, чернильницу и даже подставку для ножа, использующие образ велосипедиста. Особый интерес вызывают велосипедные номера, звонки, разнообразные фонари и множество подлинных аксессуаров велосипедиста того времени. Чтобы попасть в этот музей, надо приехать в Петергоф, город на берегу Финского залива, неподалёку от Санкт-Петербурга. Со времён Петра I в Петергофе располагалась одна из загородных резиденций российских императоров, знаменитая своими фонтанами и водными каскадами. И как раз по петергофской земле когда-то любили кататься на велосипедах императоры, их сыновья и дочери. Начало увлечению велосипедным спортом в императорской семье положил Александр II, правивший с 1855 по 1881 год. Как раз в эти годы велосипед стал входить в широкий обиход во многих странах, в том числе и в России.
До падения Российской империи в 1917 году члены династии Романовых успели собрать целую коллекцию велосипедов разных лет, которые и стали теперь экспонатами небольшого, но очень интересного музея, открытого в 2004 году. Экспозиция размещается в одноэтажном жёлто-белом домике, который принадлежит к числу самых ранних архитектурных сооружений дворцового ансамбля. Дом называется Кавалерским, потому что поначалу предназначался для придворных, однако уже с начала XIX века им пользовались члены императорской семьи. В числе экспонатов одиннадцать велосипедов, один тренажёр, но, кроме того, сотрудники музея постарались собрать целую коллекцию велосипедных принадлежностей, фотографий, рисунков, документов, которые позволяют познакомиться с любопытной историей двухколёсной машины.
Вот копия рисунка, сделанного в 1495 году великим итальянским учёным и художником Леонардо да Винчи: набросанная им конструкция весьма похожа на современные велосипеды. Правда, в жизнь она тогда не была воплощена, но есть сведения, что уже в первой половине XVII века в Германии и Италии появились самоходные двухколёсные повозки, которые прозвали «лошадьми с колёсами ». Само слово «велосипед» появилось уже позже, образовавшись от латинских корней: «velocis» — быстрый и «pedis» — нога. На других рисунках запечатлены гонки на «дрезинах-бегунках». Такую машину осматривал при поездке в Европу в 1830-е годы император Николай I. Изобрёл её барон К. Драйза, по имени которого она была названа «дрезиной». «Бегунком» же именовалась потому, что велосипедист должен был отталкиваться от земли ногами, и казалось, что он бежит.
Но вот и первый «полновесный» экспонат — велосипед фабричного производства, приобретённый сыном Николая I императором Александром II в 1867 году в Париже. Александру Николаевичу приглянулся «костотряс» фирмы «Мишо». Название говорит само за себя: этот тихоходный велосипед с мощной металлической рамой и тормозом на заднем колесе сильно трясло на булыжных дорогах. Но постепенно появлялись усовершенствования: корпус стали делать целиком из металла, увеличили переднее ведущее колесо, обули его в резину и перенесли туда тормоз.
Через несколько лет англичанин Данлоп изобрёл пневматические шины, смягчающие тряску и обеспечивающие хорошую проходимость. Недостатком, правда, стала возможность прокола, что заставляло велосипедистов возить с собой насос и велоаптечку. А вот необычный музейный экспонат — хлыст, каким велосипедисты отгоняли собак, бегущих за ними. Зевакам со стороны было, наверное, забавно смотреть на подобные сцены, но велосипедисты, если уж не помогал хлыст, иной раз для защиты от собачьих свор даже обзаводились специальными четырёхзарядными револьверами 22-го калибра — «velo-dog».
Другую популярную модель выбрал для себя император Александр III. Этот высокий велосипед в России прозвали «пауком », так как его огромное сверкающее спицами переднее колесо напоминало паутину. Никелировка всех деталей, точёные костяные ручки руля и тормоза производили большое впечатление на покупателей, и они приобретали эти велосипеды, несмотря на высокую цену и неустойчивость при поворотах. Так как седло располагалось над большим колесом, то при резком торможении седок мог перелететь через руль и сильно удариться о землю. К концу XIX столетия начался выпуск усовершенствованных конструкций: тандемов, прогулочных и спортивных велосипедов. Появились многочисленные приспособления, делающие поездку более приятной и комфортной: крылья для колёс, резиновые ручки на руле, багажник и даже счётчик пройденного пути.
Одна из музейных достопримечательностей — уникальный двухместный велосипед, который великий князь Александр Михайлович приобрёл в 1894 году в Америке. Впереди размещалась в седле его супруга Ксения Александровна, а сзади сам князь, который, благодаря рулевым тягам, управлял всей конструкцией. Мода на велосипед вызвала к жизни массу деталей и украшений к двухколёсной машине. Предвосхищая любое желание покупателей, производители стали выпускать специальные костюмы для велосипедных прогулок и гонок, краги, картузы, очки, гудки, насосы и даже тёплые зимние рукавицы. Золотой век велосипеда пришёл в Россию во времена императора Николая II, вступившего на российский престол в 1894 году.
Заядлыми велосипедистами были, конечно, не только император и члены его семьи, но и многие другие люди, хотя стоили велосипеды тогда дорого. На стендах музея представлены рекламные издания различных русских фирм, выпускавших велосипеды, например, торгового дома «Победа». Как раз здесь, кстати, покупал двухколёсные машины и сам Николай II. Стали выходить специальные журналы, посвящённые велосипедному спорту, такие как «Велосипед» и «Циклист»; регулярно появлялись объявления об организации велосипедных гонок, как в Москве, на ипподроме Ходынского поля, так и в Петербурге, на Марсовом поле, где принимали участие и зарубежные гонщики.
Многие выдающиеся люди стали тогда настоящими «веломанами», увлекался велосипедными прогулками, например, писатель граф Лев Толстой. Различные периодические издания приводили их в пример, рассказывая об избавлении от множества недугов с помощью езды на велосипеде, укрепляющей здоровье человека. Ну а самым известным российским велосипедистом оставался, конечно, сам император Николай II.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2466 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)