8 мая 2014 - «Чудо техники — железная дорога»
Под таким названием в Издательском Доме «Техника—молодёжи» вышла книга Бориса Горшкова по истории железнодорожного транспорта. Как завязываются железнодорожные узлы, где находится самая высокогорная железная дорога, почему у танк-паровоза нет пушки, как сода может заставить двигаться локомотив, может ли поезд ехать без колес, кто такой тормозильщик, как «Дикая утка» оказалась самой быстрой птицей, какие «овечки» бегали по железным дорогам, и почему именно они водили бронепоезда, какой локомотив был самым мощным — ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в предлагаемой книге.
Ещё через четыреста лет человек научился использовать силу воды — появились водяные мельницы. Только через три века после этого были изобретены первые станки. От высказанной ещё в XV столетии Леонардо да Винчи идеи о возможности постройки машины, приводимой в действие силой пара, до первого действующего образца прошло более двух сотен лет. И лишь через век после этого паровая машина смогла потянуть за собой по рельсам вереницу вагонов. Но с возникновением железных дорог и появлением паровой тяги всё круто изменилось — бурно начала развиваться промышленность. Да это и неудивительно. Ведь для изготовления рельсов и стрелок, для постройки вагонов и локомотивов нужно много металла.
Для сооружения депо, вокзалов, мостов требовалось огромное количество древесины, камня, стекла и других строительных материалов. Поэтому сооружение железных дорог привело к увеличению добычи полезных ископаемых и росту выпуска стройматериалов. Заводам, выпускающим локомотивы, вагоны, рельсы и различные металлические изделия для строящихся железных дорог были нужны разнообразные станки — и возникли десятки станкостроительных производств. Необходимость постоянного совершенствования подвижного состава и различных механизмов для железных дорог подстегнуло развитие физики и математики. Высокие требования к качеству металла и поиски подходящих материалов для смазки трущихся частей способствовало развитию химии и металлургии. Для строительства железных дорог и управления ими, для работы на новых заводах требовались тысячи инженеров и миллионы технически грамотных рабочих. Это привело к увеличению числа школ, высших и средних технических учебных заведений и, как следствие, к росту образовательного уровня населения. Благодаря резкому сокращению сроков доставки товаров — с нескольких недель до нескольких часов,— шагнула вперёд торговля, увеличился выпуск товаров.
Мировая экономика после появления железных дорог стала развиваться всё более быстрыми темпами. Если в начале девятнадцатого века, на заре паровозостроения, крупным считался завод, на котором работало три десятка человек, то к концу столетия на многих предприятиях-гигантах трудилось по десять — пятнадцать тысяч рабочих. И чем больше становилось железных дорог, тем стремительнее развивалось человечество. За один девятнадцатый век учёными всего мира было сделано больше открытий в самых разных областях науки, чем за всю предыдущую историю человечества! А в двадцатом веке научно-технический прогресс пошёл ещё быстрее. И такие темпы развития стали возможными после появления двух важнейших изобретений в области транспорта: железной дороги и паровоза.
Книга «Чудо техники – железная дорога» предназначена прежде всего для молодых читателей, которых она познакомит с удивительным миром железных дорог. Книга богато иллюстрирована (около 500 иллюстраций, из них 150 цветных) и содержит много любопытных и малоизвестных фактов, которые автор собирал на протяжении сорока лет. И хотя она адресована молодёжи, её с интересом прочитают все, кто неравнодушен к железнодорожному транспорту.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 4153 просмотра |
Комментарии (0)