Александр Малинский26 ноября 2014 - Валаам: Монастырь-остров

article351.jpg
Высокая земля - так, по одной из гипотез, переводится с древнеугорского языка название архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Сурова и неповторима природа здешних мест. Гранитные глыбы берегов, вековые сосны. Во всем мощь. И мир. Тот особенный мирный дух, который свойствен местам «намоленным». Ведь Валаам это остров-монастырь.
 
Многими десятилетиями создавали монахи на защищенных от северных ветров местах искусственные почвы, возили с материка землю. По сей день принято привозить в монастырь хотя бы горстку земли, - ведь толщина грунта на островах не превышала пятнадцать сантиметров. И настоящим чудом кажется то, как преобразили скалистый архипелаг неустанные труды братии. «Земным раем» назвал Валаам восхищенный паломник прошлого века поэт Апухтин.
 
По всему острову проложили сто двадцать километров дорог. Рощи, аллеи, прекрасные цветники украсили Валаам. Около ста видов деревьев и кустарников было высажено на острове: бальзамические пихты, сибирские кедры, акация, жимолость, барбарис... В монастырских садах росло 68 сортов яблок, редкие разновидности груш, слив, вишен. Был разбит Аптекарский сад - уникальный питомник лекарственных растений. Дыни и арбузы весом до восьми килограммов выращивались в оранжерее. Были на Валааме свой флот, ювелирные и иконописные мастерские.
 
Первое предание, связанное с Валаамом, относится к I веку нашей эры, когда апостол Андрей Первозванный, обходя земли скифов и славян, дошел до скалистых островков Ладожского озера и водрузил здесь каменный крест в знак просвещения этого дикого края светом Христовым. О времени основания монастыря нет единого мнения и по сей день. Одни называют IX век, другие - XII и даже XTV столетия. Скудость сведений о ранней истории Валаама объясняется его многострадальной судьбой. Монастырь оказался в сфере борьбы за торговый путь из «варяг в греки». Пожарища войн уничтожили древние рукописи. Не дошло до нас и житие основателей монастыря преподобных Сергия и Германа.
 
По преданию, Сергий, приплывший на Валаам еще до Крещения Руси, был «от восточных стран», вероятнее всего грек из Византии, а Герман - местным жителем, карелом, обращенным Сергием к вере. Трудами подвижников на острове была устроена монашеская обитель. Нетленные останки святых Сергия и Германа и доныне почивают «под спудом» в Преображенском соборе - главном соборе монастыря. По преданию, эти святые прославлены многими чудесами. И сейчас паломники, прежде чем отправиться через бурную Ладогу из Петербурга на Валаам, по традиции собираются на палубе теплохода для молебна святым Сергию и Герману.
 
Многое довелось пережить острову-монастырю. Периоды благоденствия сменялись тяжкими испытаниями. В 1611 году - к тому времени монастырь уже именовался «великой и всечестной Лаврой» - на Валаам напали шведы. Кровь лилась рекой. Монастырь был разграблен и сожжен, сам остров отошел к Швеции. Изредка заплывали сюда рыбаки, но, напуганные видом запустения да печальными звонами незримых колоколов, торопились покинуть это место. В XVIII веке Северная Ладога была возвращена России и Петр I издал указ о восстановлении обители. Монастырь быстро отстроился и... вскоре сгорел. Тогда-то было решено возводить монастырь каменный. В 1782 году игуменом Валаамской обители был назначен монах Назарий из Саровской пустыни.
 
В Сарове поначалу не хотели отпускать толкового монаха и прибегли к хитрости: написали митрополиту, что Назарий-де глуп и проку от него не будет. Однако санкт-петербургский митрополит, будучи знаком с разработанным Назарием архитектурным проектом Саровской обители, повелел немедленно прислать «этого глупца - умников здесь и своих хватает». Назарий не только отстроил монастырь, но и устроил его духовно. В монастыре был введен строгий Саровский устав, который в основных своих чертах соблюдается и сейчас. Монахам не разрешалось иметь личное имущество, выходить за стены обители, принимать у себя мирян. Еда и одежда предписывались самые простые, запрещено было употребление вина. Церковные службы в воскресные и праздничные дни длились всю ночь.
 
Северным Афоном называли Валаам, и, как на Афоне, существовали здесь три формы монашеской жизни: киновия - монастырское общежитие в главном монастырском здании; скиты - уединенные обители в разных частях архипелага; пустыни - кельи одиноких подвижников. Центр монастырской усадьбы - Спасо-Преображенский собор. Возвышенность, на которой он стоит, носит имя горы Преображения Господня горы Фавор. Это не единственная местность на Валааме, носящая библейское название. Есть тут свои Мертвое море (озеро Лещево) и река Иордан. Соединяющий Ладогу с внутренними озерами проток зовут Кедроном. Слева от него - гора Елеон с часовней в память о Вознесении Христа, а у ее подножия - Валаамская Гефсимания. Вся эта часть острова носила название «русского Иерусалима », и окрестности обители должны были напоминать о страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.
 
Есть на Валааме удивительный храм в Воскресенском скиту, на месте, где, по преданию, апостол Андрей поставил крест. Он является точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме - пещеры, куда было положено Тело Спасителя. Фундамент вырублен прямо в скале. Все здесь таинственно: низкие своды, полумрак. Недалеко от входа - Придел Ангела с гранитным камнем во образ камня, отваленного Ангелом от Гроба. В валаамский камень была вделана частица подлинного, иерусалимского. Узкий проход ведет паломника в святая святых - пещеру с мраморным подобием Гроба Господня. Когда-то здесь хранилась частица подлинного Гроба Господня, оправленная в серебро. Валаамские иноки привезли ее в прошлом веке со Святой Земли.
 
Было на Валааме двенадцать скитов. В каждом - свой устав. Наибольшей строгостью отличалась жизнь в скиту Иоанна Предтечи. Пища позволялась только растительная. Первым насельником скита был старец Иоанн Молчальник. По-детски простой, всегда ровный и веселый, он любил поговорить с братией о духовном. Зная об этой его склонности, игумен положил ему нести подвиг молчания - считать себя недостойным говорить с людьми. 14 лет беседовал старец только с Богом и духовником на исповеди. А по прошествии этого времени сказал отец игумен: «Недостоин ты такой великий подвиг нести, говори, как обычно». И вновь заговорил смиренный старец.
 
Сокровенна была жизнь валаамских пустынников. Безвестные миру, молились они за весь мир. Убогую келью такого отшельника, старца Николая, посетил однажды «победитель Европы» император Александр I. Приезжали на Валаам и другие члены императорской фамилии. В начале XX века Валаам был крупнейшим мужским монастырем России. Октябрь 1917 года перевернул жизнь обители - Финляндия, в состав которой вошел Валаам, получила независимость. Особенно трудным для монастыря выдался следующий, 1918 год: финские войска принудительно изъяли запасы продовольствия, инвентарь. Не хватало самого необходимого для совершения церковных служб. Но монашеская жизнь на острове продолжалась.
 
Валаам стал уголком православной России в лютеранской Финляндии. Сюда приезжали русские эмигранты, чтобы повидаться с Родиной. В феврале 1940 года монастырь вынужден был эвакуироваться: в ходе финской войны Валаам отошел к СССР. Не было никаких сомнений, что обитель будет закрыта. Финские войска помогли инокам вывезти утварь, богатейшую библиотеку, колокола. Все это перевезли в бывшую усадьбу Папинниеми в восточной Финляндии, где был устроен НовоВалаамский монастырь. Существует он и сейчас, относится к Финской Православной Церкви, богослужение в нем ведется на финском языке и по «новому стилю». В 1940 году на опустевшем острове разместилась школа юнг, а с 1952 года - дом инвалидов войны. В келье, предназначенной для одного монаха, ютилось по пять-шесть искалеченных человек.
 
В 1984 году дом инвалидов перевели на материк, а вышедших на пенсию истопников, санитарок, поваров, а также их детей и внуков просто забыли на острове. Они-то и составляют теперь «коренное» население Валаама. «Мерзость запустения» воцарилась на святом месте. Деревянные строения разбирали на дрова, каменные - на кирпичи. Поруганы были храмы, погибли три скита, двадцать часовен сгорело. Уничтожению уникальной природы немало способствовала расположившаяся здесь турбаза. Устроенный в 1979 году музей не мог справиться с реставрационными работами: именно в это время были утрачены фрески в соборе. Казалось, остров обречен на вымирание.
 
В декабре 1989 году на валаамскую землю вновь вступили иноки - шесть человек, в основном из московского Свято-Данилова монастыря. До сих пор отношения обители с местными жителями с трудом можно назвать добрососедскими, ведь каждая из сторон считает Валаам своей исконной территорией. Восстановление монастыря неизбежно ущемляет интересы местных жителей. Для нескольких семей монастырь купил квартиры за свой счет, однако часть монастырских построек до сих пор занята «коренными» валаамцами. Так что проблема остается. Но все же люди тянутся к храму, приносят крестить детей и сами крестятся - прямо в Ладоге. Дети приходят в устроенную для них воскресную школу. Сейчас валаамская братия насчитывает 120 человек. Действуют и скиты. Живут в кельях Валаама по одному или по двое. Самая большая келья - для послушников - на восьмерых.
 
Нелегок монашеский путь, многому нужно научиться тем, кто избрал его для себя. Когда-то Валаам называли «мужицкой обителью», а теперешние его обитатели - в основном городские молодые люди с высшим образованием. Разнообразны человеческие судьбы: есть бывший рок-музыкант, автогонщик, повар столичного ресторана. Есть и «иностранцы» - три инока из Македонии. Но здесь не любят вспоминать о своем прошлом, редко кто назовет свое мирское имя. Они выбрали жизнь иноческую - иную. Монастырь - их дом. И верят они, что возродится горячо любимый ими Валаам во всем величии и красоте.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5022 просмотра
Комментарии (2)