Александр Малинский26 ноября 2014 - Валаам: Монастырь-остров

Высокая земля - так, по одной из гипотез, переводится с древнеугорского
языка название архипелага, расположенного в северной части Ладожского
озера. Сурова и неповторима природа здешних мест. Гранитные глыбы
берегов, вековые сосны. Во всем мощь. И мир. Тот особенный мирный дух,
который свойствен местам «намоленным». Ведь Валаам это остров-монастырь.
По всему острову проложили сто двадцать километров дорог. Рощи, аллеи, прекрасные цветники украсили Валаам. Около ста видов деревьев и кустарников было высажено на острове: бальзамические пихты, сибирские кедры, акация, жимолость, барбарис... В монастырских садах росло 68 сортов яблок, редкие разновидности груш, слив, вишен. Был разбит Аптекарский сад - уникальный питомник лекарственных растений. Дыни и арбузы весом до восьми килограммов выращивались в оранжерее. Были на Валааме свой флот, ювелирные и иконописные мастерские.

По преданию, Сергий, приплывший на Валаам еще до Крещения Руси, был «от восточных стран», вероятнее всего грек из Византии, а Герман - местным жителем, карелом, обращенным Сергием к вере. Трудами подвижников на острове была устроена монашеская обитель. Нетленные останки святых Сергия и Германа и доныне почивают «под спудом» в Преображенском соборе - главном соборе монастыря. По преданию, эти святые прославлены многими чудесами. И сейчас паломники, прежде чем отправиться через бурную Ладогу из Петербурга на Валаам, по традиции собираются на палубе теплохода для молебна святым Сергию и Герману.

В Сарове поначалу не хотели отпускать толкового монаха и прибегли к хитрости: написали митрополиту, что Назарий-де глуп и проку от него не будет. Однако санкт-петербургский митрополит, будучи знаком с разработанным Назарием архитектурным проектом Саровской обители, повелел немедленно прислать «этого глупца - умников здесь и своих хватает». Назарий не только отстроил монастырь, но и устроил его духовно. В монастыре был введен строгий Саровский устав, который в основных своих чертах соблюдается и сейчас. Монахам не разрешалось иметь личное имущество, выходить за стены обители, принимать у себя мирян. Еда и одежда предписывались самые простые, запрещено было употребление вина. Церковные службы в воскресные и праздничные дни длились всю ночь.

Есть на Валааме удивительный храм в Воскресенском скиту, на месте, где, по преданию, апостол Андрей поставил крест. Он является точной копией храма Гроба Господня в Иерусалиме - пещеры, куда было положено Тело Спасителя. Фундамент вырублен прямо в скале. Все здесь таинственно: низкие своды, полумрак. Недалеко от входа - Придел Ангела с гранитным камнем во образ камня, отваленного Ангелом от Гроба. В валаамский камень была вделана частица подлинного, иерусалимского. Узкий проход ведет паломника в святая святых - пещеру с мраморным подобием Гроба Господня. Когда-то здесь хранилась частица подлинного Гроба Господня, оправленная в серебро. Валаамские иноки привезли ее в прошлом веке со Святой Земли.
Было на Валааме двенадцать скитов. В каждом - свой устав. Наибольшей строгостью отличалась жизнь в скиту Иоанна Предтечи. Пища позволялась только растительная. Первым насельником скита был старец Иоанн Молчальник. По-детски простой, всегда ровный и веселый, он любил поговорить с братией о духовном. Зная об этой его склонности, игумен положил ему нести подвиг молчания - считать себя недостойным говорить с людьми. 14 лет беседовал старец только с Богом и духовником на исповеди. А по прошествии этого времени сказал отец игумен: «Недостоин ты такой великий подвиг нести, говори, как обычно». И вновь заговорил смиренный старец.

Валаам стал уголком православной России в лютеранской Финляндии. Сюда приезжали русские эмигранты, чтобы повидаться с Родиной. В феврале 1940 года монастырь вынужден был эвакуироваться: в ходе финской войны Валаам отошел к СССР. Не было никаких сомнений, что обитель будет закрыта. Финские войска помогли инокам вывезти утварь, богатейшую библиотеку, колокола. Все это перевезли в бывшую усадьбу Папинниеми в восточной Финляндии, где был устроен НовоВалаамский монастырь. Существует он и сейчас, относится к Финской Православной Церкви, богослужение в нем ведется на финском языке и по «новому стилю». В 1940 году на опустевшем острове разместилась школа юнг, а с 1952 года - дом инвалидов войны. В келье, предназначенной для одного монаха, ютилось по пять-шесть искалеченных человек.
В 1984 году дом инвалидов перевели на материк, а вышедших на пенсию истопников, санитарок, поваров, а также их детей и внуков просто забыли на острове. Они-то и составляют теперь «коренное» население Валаама. «Мерзость запустения» воцарилась на святом месте. Деревянные строения разбирали на дрова, каменные - на кирпичи. Поруганы были храмы, погибли три скита, двадцать часовен сгорело. Уничтожению уникальной природы немало способствовала расположившаяся здесь турбаза. Устроенный в 1979 году музей не мог справиться с реставрационными работами: именно в это время были утрачены фрески в соборе. Казалось, остров обречен на вымирание.

Нелегок монашеский путь, многому нужно научиться тем, кто избрал его для себя. Когда-то Валаам называли «мужицкой обителью», а теперешние его обитатели - в основном городские молодые люди с высшим образованием. Разнообразны человеческие судьбы: есть бывший рок-музыкант, автогонщик, повар столичного ресторана. Есть и «иностранцы» - три инока из Македонии. Но здесь не любят вспоминать о своем прошлом, редко кто назовет свое мирское имя. Они выбрали жизнь иноческую - иную. Монастырь - их дом. И верят они, что возродится горячо любимый ими Валаам во всем величии и красоте.
Рейтинг: +1 Голосов: 1 5116 просмотров |
Комментарии (2)