fotoblog
5 января 2014
15 | 0 | 2354
fotoblog
9 декабря 2013
14 | 0 | 2795
fotoblog
22 июня 2014
20 | 0 | 3015
fotoblog
15 мая 2014
6 | 0 | 2964

10 ноября 2013 - Слышим и пишем - фонематический слух

article50.jpg Задержка в развитии фонематического слуха приводит к тому, что дети не имеют реальной возможности безошибочно записывать буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Как показывают исследования и практика, запоминание буквы идёт от того, имеет ли ребёнок чёткий образ звука и не смешивает ли его с другими по слуху и артикуляции.

 Фонематический или речевой слух - это способность правильно слышать и распознавать звуки. Он является одной из составляющих фонематической функции. Несмотря на то, что развитие фонематического слуховосприятия у ребенка происходит само по себе с первого дня его жизни, большинство детей все равно нуждаются в дополнительных тренировках. Вместе с развитием фонематического слуха к ребенку приходит и чувство языка, ребенок становится способен правильно писать даже незнакомые или малознакомые ему слова.

Активно фонематический слух развивается в детском саду при подготовке к школе и в 1-ом классе. Однако на этом не стоит останавливаться, опытные педагоги знают, что продолжать развивать его необходимо и в последующих классах, так как ученики допускают многочисленные ошибки, связанные с пропуском, заменой, перестановкой и написанием лишних букв. А так же потому, что на фонетическом принципе основываются некоторые орфографические правила:
 
  • Правописание приставок на согласные З - С. (Эти приставки пишутся, как произносятся, т. е. перед звонкими согласными - «з»: раз-, из-, без-, воз- разговор, избрать, безветренная, возвращение; перед глухими - «с»: рас-, ис-, бес-, вос- расписание, исправить, бесполезный, восхождение.)
  • Правописание слов с разделительным «ь» и разделительным «ъ» знаками. Нужно научить детей слышать раздельное произношение согласного с гласным.
  • Правописание слов с: жи - ши, ча - ща, чу - щу. Ученикам необходимо не только помнить о правиле, но и дифференцировать данные звуки при написании.
  • Правописание слов с глухими согласными и звонкими согласными. Необходимо знать согласные и чётко различать их.
  • Правописание в многосложных словах безударных гласных. Ребёнок не может определить ударный гласный, поэтому не может понять, какой гласный безударный.
  • Правописание удвоенных согласных. В некоторых словах необходимо услышать более долгое произношение звука.

Чтобы научиться грамотно писать, необходимо уметь слышать звук в любом положении его в слове, безошибочно произнести и записать его соответствующей буквой. Следовательно, необходимы специальные упражнения и дидактические игры, с помощью которых учащиеся научатся тонко слышать, быстро улавливать в своей и чужой речи звуки, фонетические различия и оттенки, а так же произносить и записывать звуки в нужной последовательности.

Развитие фонематического слуха, как и всякий другой навык, образуется и укрепляется в результате тренировки, упражнений. Виды упражнений разнообразны, однако выбор их не может быть случайным. Они должны подбираться соответственно проблеме ребёнка. Так же упражнения тогда достигают цели, когда проводятся систематически.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2453 просмотра
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)