10 ноября 2013 - Слышим и пишем - фонематический слух
Задержка в развитии фонематического слуха приводит к тому, что дети не имеют реальной возможности безошибочно записывать буквы в том порядке, в котором они стоят в слове. Как показывают исследования и практика, запоминание буквы идёт от того, имеет ли ребёнок чёткий образ звука и не смешивает ли его с другими по слуху и артикуляции.
Фонематический или речевой слух - это способность правильно слышать и распознавать звуки. Он является одной из составляющих фонематической функции. Несмотря на то, что развитие фонематического слуховосприятия у ребенка происходит само по себе с первого дня его жизни, большинство детей все равно нуждаются в дополнительных тренировках. Вместе с развитием фонематического слуха к ребенку приходит и чувство языка, ребенок становится способен правильно писать даже незнакомые или малознакомые ему слова.
Активно фонематический слух развивается в детском саду при подготовке к школе и в 1-ом классе. Однако на этом не стоит останавливаться, опытные педагоги знают, что продолжать развивать его необходимо и в последующих классах, так как ученики допускают многочисленные ошибки, связанные с пропуском, заменой, перестановкой и написанием лишних букв. А так же потому, что на фонетическом принципе основываются некоторые орфографические правила:
Чтобы научиться грамотно писать, необходимо уметь слышать звук в любом положении его в слове, безошибочно произнести и записать его соответствующей буквой. Следовательно, необходимы специальные упражнения и дидактические игры, с помощью которых учащиеся научатся тонко слышать, быстро улавливать в своей и чужой речи звуки, фонетические различия и оттенки, а так же произносить и записывать звуки в нужной последовательности.
Развитие фонематического слуха, как и всякий другой навык, образуется и укрепляется в результате тренировки, упражнений. Виды упражнений разнообразны, однако выбор их не может быть случайным. Они должны подбираться соответственно проблеме ребёнка. Так же упражнения тогда достигают цели, когда проводятся систематически.
Фонематический или речевой слух - это способность правильно слышать и распознавать звуки. Он является одной из составляющих фонематической функции. Несмотря на то, что развитие фонематического слуховосприятия у ребенка происходит само по себе с первого дня его жизни, большинство детей все равно нуждаются в дополнительных тренировках. Вместе с развитием фонематического слуха к ребенку приходит и чувство языка, ребенок становится способен правильно писать даже незнакомые или малознакомые ему слова.
Активно фонематический слух развивается в детском саду при подготовке к школе и в 1-ом классе. Однако на этом не стоит останавливаться, опытные педагоги знают, что продолжать развивать его необходимо и в последующих классах, так как ученики допускают многочисленные ошибки, связанные с пропуском, заменой, перестановкой и написанием лишних букв. А так же потому, что на фонетическом принципе основываются некоторые орфографические правила:
- Правописание приставок на согласные З - С. (Эти приставки пишутся, как произносятся, т. е. перед звонкими согласными - «з»: раз-, из-, без-, воз- разговор, избрать, безветренная, возвращение; перед глухими - «с»: рас-, ис-, бес-, вос- расписание, исправить, бесполезный, восхождение.)
- Правописание слов с разделительным «ь» и разделительным «ъ» знаками. Нужно научить детей слышать раздельное произношение согласного с гласным.
- Правописание слов с: жи - ши, ча - ща, чу - щу. Ученикам необходимо не только помнить о правиле, но и дифференцировать данные звуки при написании.
- Правописание слов с глухими согласными и звонкими согласными. Необходимо знать согласные и чётко различать их.
- Правописание в многосложных словах безударных гласных. Ребёнок не может определить ударный гласный, поэтому не может понять, какой гласный безударный.
- Правописание удвоенных согласных. В некоторых словах необходимо услышать более долгое произношение звука.
Чтобы научиться грамотно писать, необходимо уметь слышать звук в любом положении его в слове, безошибочно произнести и записать его соответствующей буквой. Следовательно, необходимы специальные упражнения и дидактические игры, с помощью которых учащиеся научатся тонко слышать, быстро улавливать в своей и чужой речи звуки, фонетические различия и оттенки, а так же произносить и записывать звуки в нужной последовательности.
Развитие фонематического слуха, как и всякий другой навык, образуется и укрепляется в результате тренировки, упражнений. Виды упражнений разнообразны, однако выбор их не может быть случайным. Они должны подбираться соответственно проблеме ребёнка. Так же упражнения тогда достигают цели, когда проводятся систематически.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2453 просмотра | Оцените статью:
|
Комментарии (0)