Александр Малинский17 декабря 2013 - Первый орденоносец Балтийского флота – крейсер «Киров»

article84.jpg Героический крейсер, отважно сражавшийся в годы Великой Отечественной войны, защитник Ленинграда в составе Балтийского флота. Крейсер «Киров» первый получил орден Красного Знамени за боевые заслуги.
Первый лёгкий крейсер «Киров» был заложен в Ленинграде, на судостроительном заводе им. Орджоникидзе, 22 сентября 1935 года. Технические чертежи были приобретены у итальянской фирмы. Советскому государству нужны были единицы вооружения, обладающие лучшими показателями по вооружению и быстроходности, хорошими маневренными качествами и броневой защитой. В Германии к власти пришли фашисты, и назревал международный политический кризис, который привёл к войне. Россия должна была думать о своей обороноспособности.
 
Строительство крейсера велось под руководством академика по судостроению Алексея Николаевича Крылова. По улучшению конструкций крейсера и его вооружения, работали научно-исследовательские институты, коллективы металлургических предприятий. Использовались передовые технологии в радио и электронике.
 
Создание артиллерийской системы главного калибра, занимался коллектив известных инженеров Артиллерийского научно-исследовательского морского института, возглавляемый Д. Ф. Устиновым. На габаритах башни на два орудия, решено было установить три. Каждая башня утяжелялась на 30 тонн, а водоизмещение в 300тонн. Количество орудий увеличивалось на 50%, что улучшало вооружение крейсера. На прочность корпуса корабля влияет выбор системы набора, системы расположения балок перекрытия, перпендикулярных друг другу. При наборе в корпусе была применена смешанная система, что улучшило прочность корпуса.
 
Крейсер спустили на воду в 1936 году, 30 ноября, ко дню смерти Кирова. Проведя испытания, крейсер «Киров» с 26 сентября 1938 года поднял военно-морской флаг и вошёл в состав Балтийского флота. Корабль отличался от зарубежных аналогов количеством вооружения главного калибра, быстроходностью, обладал хорошей маневренностью и при затоплении не двух, а трёх отсеков, корабль оставался на плаву. Все машины и механизмы были сделаны качественно и надёжно работали.
 
Впервые при постройке крейсера, при сборке частей корпуса частично применялась электросварка, вместо клёпки. Это позволило сократить сроки строительства. В корабль были погружены и смонтированы котлы и механизмы, ещё на стадии сборки, на стапелях.
Применение новых технологий в строительстве кораблей и правильность их, подтвердил крейсер «Киров» в первые месяцы своего плавания. Переход из Таллина в Либаву совершил в шторм на море 8 баллов.
 
Во главе с командиром корабля капитаном второго ранга Н. Э. Фельдман, команда изучила новое оборудование и вооружение крейсера в короткий срок. Проведя боевые испытания и учения, крейсер «Киров» в декабре 1939 года обстрелял позиции противника на острове Руссар во время советско-финской войны. Получив боевое крещение, крейсер до конца этой войны участвовал во многих операциях и за боевые заслуги группа моряков были награждены орденами и медалями. После больших учений, проводимых в августе 40-го в Финском заливе, крейсер ушёл в Кронштадт на обязательный ремонт и проверку всех систем и агрегатов. После ремонта, в мае 1941 года, прибыл в Таллин для учений. Потом был направлен в Ригу.
 
22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны крейсер «Киров» встретил в Рижском заливе и вступил в бой с вражескими самолётами. 27 июня началась эвакуация Риги и крейсер с отрядом эсминцев, ушёл защищать главную базу флота – Таллин. 22августа крейсер вёл огонь по сухопутным войскам Германии, рвавшихся к столице Эстонии. Были разгромлены войска противника на переправе через реку Кейла. Уничтожены танки и орудия мотострелковых частей, скопления пехоты противника.
 
За всё время защиты города орудия крейсера вели огонь по наступающим войскам фашистов, а они постоянно бомбили с воздуха корабли защиты. За пять дней защиты по крейсеру «Киров» было сброшено более 300 бомб, выпущено 500 снарядов противника. Команда крейсера освоила искусство манёвра и судно не получило ни одного прямого попадания.
 
27 августа немцы захватили восточные высоты города и стали бить прямой наводкой по кораблям в бухте. 28 – 29 августа, поставив дымовую завесу, корабли стали уходить с порта. Крейсер «Киров» возглавлял вице-адмирал Краснознамённого Балтийского флота В. Ф.Трибуца. На борту находилось знамя флота и орден Красного знамени, а также большие ценности Государственного банка СССР в Эстонии. Крейсер шёл на защиту Ленинграда.
 
Бросив якорь в Кроншдтате, а потом отбуксирован к линии обороны на Васильевском острове, крейсер включили в артиллерийскую защиту Ленинграда. В условиях блокады и тяжёлой зимы, отражая многочисленные бомбардировки противника, команда и рабочие заводов смогли отремонтировать, залатать и усилить броню крейсера.
 
В январе 1944 года, в операции по освобождению города и прорыв блокады, крейсер «Киров» принимал активное участие, поддерживая огнём наступающие войска. За боевые заслуги в борьбе с захватчиками, крейсер был награждён орденом Красного знамени.
Победу нашего народа, крейсер встретил в боевых рядах Балтийского флота. Героический путь корабля продолжился и после военных действий. Отремонтированный и оборудованный новейшей техникой и вооружением, он участвовал в учениях флотов стран Варшавского договора летом 1968 года. За поддержку огнём десанта, получил оценку отлично.
 
Ветеран флота, всегда участвующий в морских парадах, ушёл в отставку в 1975 году.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1210 просмотров
Оцените статью: НравитсяНе нравится
Комментарии (0)