Александр Малинский17 декабря 2013 - Первый орденоносец Балтийского флота – крейсер «Киров»
Героический крейсер, отважно сражавшийся в годы Великой Отечественной
войны, защитник Ленинграда в составе Балтийского флота. Крейсер «Киров»
первый получил орден Красного Знамени за боевые заслуги.
Впервые при постройке крейсера, при сборке частей корпуса частично
применялась электросварка, вместо клёпки. Это позволило сократить сроки
строительства. В корабль были погружены и смонтированы котлы и
механизмы, ещё на стадии сборки, на стапелях.
В январе 1944 года, в операции по освобождению города и прорыв блокады,
крейсер «Киров» принимал активное участие, поддерживая огнём наступающие
войска. За боевые заслуги в борьбе с захватчиками, крейсер был
награждён орденом Красного знамени.
Ветеран флота, всегда участвующий в морских парадах, ушёл в отставку в 1975 году.
Первый лёгкий крейсер «Киров» был заложен в Ленинграде, на
судостроительном заводе им. Орджоникидзе, 22 сентября 1935 года.
Технические чертежи были приобретены у итальянской фирмы. Советскому
государству нужны были единицы вооружения, обладающие лучшими
показателями по вооружению и быстроходности, хорошими маневренными
качествами и броневой защитой. В Германии к власти пришли фашисты, и назревал международный
политический кризис, который привёл к войне. Россия должна была думать о
своей обороноспособности.
Строительство крейсера велось под руководством академика по судостроению
Алексея Николаевича Крылова. По улучшению конструкций крейсера и его
вооружения, работали научно-исследовательские институты, коллективы
металлургических предприятий. Использовались передовые технологии в
радио и электронике.
Создание артиллерийской системы главного калибра, занимался коллектив
известных инженеров Артиллерийского научно-исследовательского морского
института, возглавляемый Д. Ф. Устиновым. На габаритах башни на два
орудия, решено было установить три. Каждая башня утяжелялась на 30 тонн,
а водоизмещение в 300тонн. Количество орудий увеличивалось на 50%, что
улучшало вооружение крейсера. На прочность корпуса корабля влияет выбор системы набора, системы
расположения балок перекрытия, перпендикулярных друг другу. При наборе в
корпусе была применена смешанная система, что улучшило прочность
корпуса.
Крейсер спустили на воду в 1936 году, 30 ноября, ко дню смерти Кирова.
Проведя испытания, крейсер «Киров» с 26 сентября 1938 года поднял
военно-морской флаг и вошёл в состав Балтийского флота. Корабль отличался от зарубежных аналогов количеством вооружения главного
калибра, быстроходностью, обладал хорошей маневренностью и при
затоплении не двух, а трёх отсеков, корабль оставался на плаву. Все
машины и механизмы были сделаны качественно и надёжно работали.
Применение новых технологий в строительстве кораблей и правильность их,
подтвердил крейсер «Киров» в первые месяцы своего плавания. Переход из
Таллина в Либаву совершил в шторм на море 8 баллов.
Во главе с командиром корабля капитаном второго ранга Н. Э. Фельдман,
команда изучила новое оборудование и вооружение крейсера в короткий
срок. Проведя боевые испытания и учения, крейсер «Киров» в декабре 1939
года обстрелял позиции противника на острове Руссар во время
советско-финской войны. Получив боевое крещение, крейсер до конца этой
войны участвовал во многих операциях и за боевые заслуги группа моряков
были награждены орденами и медалями. После больших учений, проводимых в августе 40-го в Финском заливе,
крейсер ушёл в Кронштадт на обязательный ремонт и проверку всех систем и
агрегатов. После ремонта, в мае 1941 года, прибыл в Таллин для учений.
Потом был направлен в Ригу.
22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны крейсер «Киров»
встретил в Рижском заливе и вступил в бой с вражескими самолётами. 27
июня началась эвакуация Риги и крейсер с отрядом эсминцев, ушёл защищать
главную базу флота – Таллин. 22августа крейсер вёл огонь по сухопутным
войскам Германии, рвавшихся к столице Эстонии. Были разгромлены войска
противника на переправе через реку Кейла. Уничтожены танки и орудия
мотострелковых частей, скопления пехоты противника.
За всё время защиты города орудия крейсера вели огонь по наступающим
войскам фашистов, а они постоянно бомбили с воздуха корабли защиты. За
пять дней защиты по крейсеру «Киров» было сброшено более 300 бомб,
выпущено 500 снарядов противника. Команда крейсера освоила искусство
манёвра и судно не получило ни одного прямого попадания.
27 августа немцы захватили восточные высоты города и стали бить прямой
наводкой по кораблям в бухте. 28 – 29 августа, поставив дымовую завесу,
корабли стали уходить с порта. Крейсер «Киров» возглавлял вице-адмирал
Краснознамённого Балтийского флота В. Ф.Трибуца. На борту находилось
знамя флота и орден Красного знамени, а также большие ценности
Государственного банка СССР в Эстонии. Крейсер шёл на защиту Ленинграда.
Бросив якорь в Кроншдтате, а потом отбуксирован к линии обороны на
Васильевском острове, крейсер включили в артиллерийскую защиту
Ленинграда. В условиях блокады и тяжёлой зимы, отражая многочисленные
бомбардировки противника, команда и рабочие заводов смогли
отремонтировать, залатать и усилить броню крейсера.
Победу нашего народа, крейсер встретил в боевых рядах Балтийского флота.
Героический путь корабля продолжился и после военных действий.
Отремонтированный и оборудованный новейшей техникой и вооружением, он
участвовал в учениях флотов стран Варшавского договора летом 1968 года.
За поддержку огнём десанта, получил оценку отлично.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4293 просмотра | Оцените статью:
|
Комментарии (0)