Александр Малинский17 декабря 2013 - Первый орденоносец Балтийского флота – крейсер «Киров»

Первый лёгкий крейсер «Киров» был заложен в Ленинграде, на
судостроительном заводе им. Орджоникидзе, 22 сентября 1935 года.
Технические чертежи были приобретены у итальянской фирмы. Советскому
государству нужны были единицы вооружения, обладающие лучшими
показателями по вооружению и быстроходности, хорошими маневренными
качествами и броневой защитой. В Германии к власти пришли фашисты, и назревал международный
политический кризис, который привёл к войне. Россия должна была думать о
своей обороноспособности.
Строительство крейсера велось под руководством академика по судостроению
Алексея Николаевича Крылова. По улучшению конструкций крейсера и его
вооружения, работали научно-исследовательские институты, коллективы
металлургических предприятий. Использовались передовые технологии в
радио и электронике.
Создание артиллерийской системы главного калибра, занимался коллектив
известных инженеров Артиллерийского научно-исследовательского морского
института, возглавляемый Д. Ф. Устиновым. На габаритах башни на два
орудия, решено было установить три. Каждая башня утяжелялась на 30 тонн,
а водоизмещение в 300тонн. Количество орудий увеличивалось на 50%, что
улучшало вооружение крейсера. На прочность корпуса корабля влияет выбор системы набора, системы
расположения балок перекрытия, перпендикулярных друг другу. При наборе в
корпусе была применена смешанная система, что улучшило прочность
корпуса.
Крейсер спустили на воду в 1936 году, 30 ноября, ко дню смерти Кирова.
Проведя испытания, крейсер «Киров» с 26 сентября 1938 года поднял
военно-морской флаг и вошёл в состав Балтийского флота. Корабль отличался от зарубежных аналогов количеством вооружения главного
калибра, быстроходностью, обладал хорошей маневренностью и при
затоплении не двух, а трёх отсеков, корабль оставался на плаву. Все
машины и механизмы были сделаны качественно и надёжно работали.
Применение новых технологий в строительстве кораблей и правильность их,
подтвердил крейсер «Киров» в первые месяцы своего плавания. Переход из
Таллина в Либаву совершил в шторм на море 8 баллов.
Во главе с командиром корабля капитаном второго ранга Н. Э. Фельдман,
команда изучила новое оборудование и вооружение крейсера в короткий
срок. Проведя боевые испытания и учения, крейсер «Киров» в декабре 1939
года обстрелял позиции противника на острове Руссар во время
советско-финской войны. Получив боевое крещение, крейсер до конца этой
войны участвовал во многих операциях и за боевые заслуги группа моряков
были награждены орденами и медалями. После больших учений, проводимых в августе 40-го в Финском заливе,
крейсер ушёл в Кронштадт на обязательный ремонт и проверку всех систем и
агрегатов. После ремонта, в мае 1941 года, прибыл в Таллин для учений.
Потом был направлен в Ригу.
22 июня 1941 года, начало Великой Отечественной войны крейсер «Киров»
встретил в Рижском заливе и вступил в бой с вражескими самолётами. 27
июня началась эвакуация Риги и крейсер с отрядом эсминцев, ушёл защищать
главную базу флота – Таллин. 22августа крейсер вёл огонь по сухопутным
войскам Германии, рвавшихся к столице Эстонии. Были разгромлены войска
противника на переправе через реку Кейла. Уничтожены танки и орудия
мотострелковых частей, скопления пехоты противника.
За всё время защиты города орудия крейсера вели огонь по наступающим
войскам фашистов, а они постоянно бомбили с воздуха корабли защиты. За
пять дней защиты по крейсеру «Киров» было сброшено более 300 бомб,
выпущено 500 снарядов противника. Команда крейсера освоила искусство
манёвра и судно не получило ни одного прямого попадания.
27 августа немцы захватили восточные высоты города и стали бить прямой
наводкой по кораблям в бухте. 28 – 29 августа, поставив дымовую завесу,
корабли стали уходить с порта. Крейсер «Киров» возглавлял вице-адмирал
Краснознамённого Балтийского флота В. Ф.Трибуца. На борту находилось
знамя флота и орден Красного знамени, а также большие ценности
Государственного банка СССР в Эстонии. Крейсер шёл на защиту Ленинграда.
Бросив якорь в Кроншдтате, а потом отбуксирован к линии обороны на
Васильевском острове, крейсер включили в артиллерийскую защиту
Ленинграда. В условиях блокады и тяжёлой зимы, отражая многочисленные
бомбардировки противника, команда и рабочие заводов смогли
отремонтировать, залатать и усилить броню крейсера.
Победу нашего народа, крейсер встретил в боевых рядах Балтийского флота.
Героический путь корабля продолжился и после военных действий.
Отремонтированный и оборудованный новейшей техникой и вооружением, он
участвовал в учениях флотов стран Варшавского договора летом 1968 года.
За поддержку огнём десанта, получил оценку отлично.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 4357 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (0)