8 апреля 2015 - Крейсера периода 1900-1938 годов
В первой половине XX века основу флотов ведущих стран мира составляли крейсера, и этот класс кораблей стремительно развивался. Процесс развития класса крейсеров до Второй мировой войны можно разделить на три этапа: до Первой мировой войны, Первая мировая война и первые послевоенные годы, а также период с середины 1920-х годов до начала Второй мировой войны.
В разные периоды приоритет отдавался тому или иному подклассу крейсеров: бронепалубным, броненосным, вспомогательным, легким, тяжелым и линейным крейсерам. С развитием военно-морского флота приоритеты постоянно менялись. Все большую роль играла универсальность и расширение возможности применения кораблей.
Бронепалубный крейсер был компромиссным решением таких противоположных требований, предъявляемых к данным кораблям, как дешевизна и ограниченное водоизмещение вместе с надежной защитой и высокой скоростью. Эти корабли имели плоскую или выпуклую броневую палубу со скосами в районе бортов («карапасная палуба»), которая прикрывала оборудование главной энергоустановки и погреба боезапаса.
Первыми бронепалубными крейсерами считаются британские корабли типа «Комюс». Головной корабль этого типа вошел в боевой состав флота в 1878 году. Подкласс броненосных крейсеров имел не только броневую палубу, но и бронирование бортов по ватерлинии, что повышало его защищенность. Всего было построено 9 единиц: «Комюс» (англ. Comus), «Кюрасоа» (англ. Curacoa), «Чемпион» (англ. Champion), «Клеопатра» (англ. Cleopatra), «Кэрифорт» (англ. Carysfort), «Конквест» (англ. Conquest), «Констанс» (англ. Constanse), «Канада» (англ. Canada), «Корделиа» (англ. Cordelia). В Королевском флоте первоначально именовались корветами, затем были переклассифицированны в крейсера 2-го класса.
Первым в мире броненосным крейсером считается российский «Генерал-адмирал», вошедший в строй в 1875 году. Затем такие корабли стали строить британцы, а после — и все остальные ведущие страны. В подкласс вспомогательных крейсеров обычно включали переоборудованные быстроходные гражданские суда, главными задачами которых было несение дозорной и конвойной службы, а также рейдерские действия на коммуникациях противника.
Развитие кораблестроительной и смежных отраслей промышленности в начале XX века способствовало дальнейшему развитию класса крейсеров — незадолго перед Первой мировой войной в боевой состав флотов вошли легкие и линейные крейсера. Легкие крейсера представляли собой быстроходные хорошо вооруженные и защищенные боевые корабли, предназначенные для действий на удаленных коммуникациях, борьбы с легкими крейсерами, эсминцами и другими боевыми кораблями противника малого и среднего водоизмещения, а также нарушения линий морских коммуникаций противника и поддержки сухопутных войск на прибрежных участках фронта и выполнения иных задач.
Линейные крейсера стали вторыми после линкоров наиболее мощными и хорошо защищенными надводными боевыми кораблями. Главной задачей линейных крейсеров было: ведение морского боя в составе передового отряда основных сил и эскадр флотов, ведение набеговых действий и дальней морской разведки.
Опыт Первой мировой войны продемонстрировал недостаточную боевую живучесть линейных крейсеров при бое с линкорами противника, и их строительство было прекращено. Место линейных крейсеров заняли тяжелые крейсера.
До начала 1930-х годов они назывались «вашингтонские крейсера», так как соответствовали максимальным требованиям Вашингтонского военно-морского соглашения 1922 года, по которому ограничение водоизмещения для этого класса определялось в 10 000 т, главного калибра орудий — 203 мм. Германия строила свои тяжелые крейсера типа «Дойчланд» с мощным бронированием и вооружением из шести 283-мм орудий. Данные корабли были названы «карманными линкорами». Особых успехов в создании тяжелых крейсеров перед Второй мировой войной добились Германия, Италия, США и Япония. Развернутые в СССР соответствующие работы сильно запоздали, и недостроенные тяжелые крейсера сгинули на верфях после начала Великой Отечественной войны.
Для справки: Крейсер — боевой корабль, предназначенный для уничтожения надводных кораблей, подводных лодок и судов противника в море, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск и решения других боевых задач на море (Военно-морской словарь).
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3488 просмотров | Оцените статью:
|
Комментарии (7)